Разделы сайта:

некоторые сведения для выбора модели автомобиля:

оценка технического состояния автомобиля при покупке:

техническое обслуживание автомобиля:

профилактические работы:

профилактика неисправностей кривошипно-шатунного механизма
профилактика неисправностей механизма газораспределения
профилактика неисправностей системы охлаждения
профилактика неисправностей системы смаз
профилактика неисправностей системы питания
профилактика неисправностей системы зажигания
профилактика неисправностей трансмиссии
профилактика неисправностей ходовой части
профилактика неисправностей рулевого управления
профилактика неисправностей тормозных систем
профилактика неисправностей аккумуляторной батареи
профилактика неисправностей генератора
профилактика неисправностей стартера
профилактика неисправностей приборов электрооборудования
уход за лакокрасочным покрытием кузова
профилактика коррозии кузова

регулировочные работы:

регулировка тепловых зазоров в приводе клапанов
регулировка натяжения ремня привода вентилятора
регулировка натяжения цепи (ремня) привода механизма газораспределения
регулировка угла замкнутого состояния контактов прерывателя-распределителя
установка опережения зажигания
уход за свечами
проверка и регулировка уровня топлива в поплавковой камере карбюратора
регулировка пневмопривода дроссельной заслонки вторичной камеры карбюратора
регулировка положения дроссельных заслонок карбюратора
регулировка диафрагменного пускового устройства карбюратора
регулировка оборотов холостого хода двигателя
обслуживание и регулировка сцепления
проверка состояния подшипников передних колес и их регулировка
регулировка углов установки передних колес
регулировка рулевого механизма
обслуживание и регулировка тормозных систем

диагностика неисправностей автомобиля:

устранение неисправностей подержанного автомобиля :

устранение неисправностей двигателя :

устранение неисправностей сцепления:

устранение неисправностей коробки переключения передач :

устранение неисправностей карданной передачи и заднего моста :

устранение неисправностей подвески :

неисправности рулевого управления
неисправности тормозных систем

неисправности цепей системы электроснабжения :

устранение неисправностей аккумуляторной батареи
устранение неисправностей генератора
устранение неисправностей цепи системы пуска
устранение неисправностей стартера
устранение неисправностей системы зажигания

ремонт кузова :

несколько полезных советов

надежность легковых автомобилей :

методы и средства диагностирования автомобилей :

параметры и методы диагностирования
индикация современных средств диагностирования
средства проверки тягово-экономических показателей
средства диагностирования двигателей и системы электрооборудования
средства диагностирования тормозов
средства диагностирования рулевого управления и подвески
средства проверки балансировки колес
передвижные диагностические станции и диагностические комплексы
встроенные и бортовые системы диагностирования
средства проверки установки фар и контрольно- измерительных приборов автомобиля

организация диагностирования автомобилей на сто :

техническое диагностирование автомобилей на сто :

техническое обслуживание, ремонт и поверка стд автомобилей :

основные положения по организации технического обслуживания, ремонта и поверки стд
выбор образцовых средств поверки
средства технического обслуживания, ремонта и поверки стд
настройка и контроль электронных элементов стд после ремонта
стенды для проверки тягово-экономических показателей
стенды для диагностирования двигателей и системы электрооборудования
тормозные стенды
средства диагностирования рулевого управления и подвески
станки для балансировки колес

экономическая эффективность от внедрения средств диагностирования автомобилей на сто :

заключение
приложения

статьи:

Быстрые и удобные микрокредиты на любые цели
Отличные шины для мотоциклов
Грузоперевозки - помощь или проблема?
Как автодилеры планируют выжить в кризис?
Что должно находится в багажнике?
Обзор нового KIA Sorento
Обзор модели Фольксваген Гольф
Основные преимущества ксеноновых фар
Сауна и ее полезные свойства
Классификация и виды автосервисов
Впечатление о Lada Vesta
Покупка автозапчастей в интернете
Где и как покупать подержанные автомобили?
Ремонт автоматической коробки передач Пежо
Кто лидирует в мире по надежности легковых авто
Порошковая покраска автомобильных дисков
Причины повышенного шума летней резины
Тест-драйв Волги ГАЗ 21
Игровые автоматы для автомобилиста
Что нужно знать про автоманипуляторы?
Все лотереи на одном сайте
Автомобильные моторные масла Shell
Mersedes CLS: новый взгляд
Что такое блек-лист в казино
Профессия аварийного комиссара
Три важных момента при выборе телескопических погрузчиков
Особенности профессии автоменеджера
Компания-легенда «Mercedes-Benz»
Покупка авто в салоне: на что обратить внимание
Новый Land Rover Discovery Sport
Что можно порекомендовать хозяевам FUSO?
Интерес к покупке Volvo S80
Червячный механизм в автомобиле
Как зарегистрировать новый автомобиль в ГИБДД
Важность водительских прав
Кунги и товары для автотюнинга от магазина 4x4tuning
Игровые автоматы и разновидности jackpot
Кран-манипулятор с грузом «на ты»
Перевозки со знаком «минус»
Прием авто после кузовного ремонта: как проверить качество работ?
Тележки инструментальные от компании «ВЭЛМЕТ»
Разработка индивидуального проекта дома
Ключевые критерии выбора шиномонтажа
Если вам одиноко - однорукий бандит скрасит времяпровождение.
Принцип действия и область применения препаратов «антидождь»
Запчасти для автомобилей Lada
Лицензия онлайн казино - залог успешной игры
Добавь адреналина в онлайн казино
Живые дилеры в онлайн казино
Игровые автоматы нового поколения и их особенности
Светодиодные фары на все виды транспортных средств
Зеркала безопасности – виды, применение и качество

СРЕДСТВА ДИАГНОСТИРОВАНИЯ РУЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ И ПОДВЕСКИ 

Стенды для контроля углов установки колес. Ежедневно очищают от пыли поверхности линз объектива и зеркала проектора: прежде всего удаляют пыль с оптических элементов мягкой кисточкой, а затем протирают линзы фланелевой тряпочкой. С металлических частей пыль удаляют влажной тряпочкой, а затем протирают сухой. Оставшиеся налеты грязи удаляют спиртом, масляные пятна — очищенным бензином. Трущиеся поверхности проекторов (втулки с указателем и втулки объектива) смазывают один раз в квартал консистентной смазкой ГОИ-64. Остальные рабочие поверхности, в том числе направляющие стержни, смазывают машинным маслом. В системе освещения проекторов заменяют перегоревшие лампочки (при необходимости) и регулируют их положение. Дл я этого лампочку устанавливают в патрон проектора так, чтобы ее волокно (нить) находилось в оптической оси проектора. Дл я этого лроектор включают в сеть (к источнику напряжения) , а перед объективом примерно на расстоянии 100 мм устанавливают экран перпендикулярно оптической °си. Затем, вращая патрон, добиваются наилучшей резкости изображения волокна лампочки на экране и стопорят ее специальным винтом (рис. 5.31). Затем тремя винтами патрон лампочки смещают в обойме в поперечном направлении так, чтобы изображение волокна оказалось Посредине изображения линзы объектива. Техническое обслуживание экранов, раздвижных штанг и установочных стоек сводится к очистке их от пыли и грязи и смазыванию ^РУЩихся поверхностей консистентной смазкой. В поворотных кругах подшипники и дорожки качения очищают от гРязи и песка и промывают (по мере необходимости) керосином. Про-

21

^iTbie подшипники и дорожку качения перед сборкой смазывают консистентной смазкой. Поверка стенда РКО-1 осуществляется в помещении при 20.. . 40°С и влажности до 85%; она включает внешний осмотр, опробование и операции iio проверке основных метрологических характеристик. Внешним осмотром выявляют различные дефекты, влияющие на эксплуатационные и метрологические характеристики. При этом наружные поверхности поворотных кругов и площадок под задние колеса автомобиля не должны иметь перекосов, вмятин; на наружных поверхностях проекторов и их штативов не должно быть вмятин, перекосов, следов коррозии; на шкалах и поверхностях экранов не должно быть механических повреждений, заметных короблений; штрихи шкал и их оцифровка должны быть четкими, ровными и чистыми. Опробованием проверяют взаимодействие подвижных частей стенда. При этом поворотные круги должны вращаться плавно, без заеданий и надежно стопор иться; подвижные ножки штатива и основание оси коллиматора должны перемещаться без усилий и надежно стопориться; большое накатное кольцо проектора должно вращаться плавно, без заеданий. При поверке стенда оценивают отклонение от горизонтальности и взаимное отклонение от горизонтальности поверхностей поворотных кругов и площадок под задние колеса автомобиля, определяют расстояние и разность расстояний между пазами кронштейнов установки раздвижных штанг и центрами поворотных кругов, расстояние от центров поворотных кругов до экранов, отклонения вертикальных осей экранов от отвесных линий, отклонение от перпендикулярных горизонтальных и вертикальных осей экранов, разность длин раздвижных штанг, погрешности линейных и угломерных шкал, размахи колебаний осей проекторов, децентровку оптических осей проекторов, отклонение от перпендикулярности оптических осей проекторов к их оси вращения. Для проекторов первой партии выпуска определяют также отклонения от перпендикулярности и параллельности направляющих стержней к опорной плоскости ножек консолей проекторов. Отклонение от плоскости поверхностей поворотных кругов и площадок под задние колеса автомобиля проверяют гидростатическим Уровнем, например, типа 115-2 и рулеткой (или теодолитом, например типа Т-15). Контрольные точки для оценки отклонения от плоскостности показаны на рис. 5.32. Отклонение от плоскостности определяют на

22

высоте подъема платформы подъемника (1200±10)мм без нагрузки ц под нагрузкой (с установленным на платформе автомобилем). При проверке отклонения от горизонтальности с помощью гидр0, статического уровня одну измерительную головку устанавливают на поверхность поворотного круга, а другую поочередно переставляют на другие три проверяемые поверхности. После каждой перестановки производят отсчет по обеим головкам. Разность отсчетов в любой измерительной точке (О, А, Б у В, О', Л' , Б', В') не должна превышать ± 2 мм. Если разность в отсчетах превышает ± 2 мм, регулируют платформу подъемника. Отклонение от плоскостности (взаимное отклонение от горизонтальности) поворотных кругов и площадок под задние колеса проверяют поверочной линейкой и брусковым уровнем. Отклонение от горизонтальности контролируемых поверхностей определяют по превышениям смежных точек по замкнутому контуру (по двум смежным поворотным кругам и площадкам). Измерения проводят следующим образом. В центре контролируемых площадок устанавливают подставки, на которые ставят поверочную линейку, а на последнюю — накладной уровень. Толщина металлических подставок под линейку должна быть не менее 2 мм, а разность толщин не более 0,05 мм. После успокоения пузырька уровня снимают отсчеты по его левому (Л) и правому (П) концам и вычисляют среднее арифметическое значение (аср) по формуле а ср=(Л+П)/2 . При этом отсчеты вправо от места нуля принимают со знаком плюс, а влево — со знаком минус, j Накладной уровень, который устанавливают на поверочную линейку, предварительно градуируют в угловых единицах (градуировка осуществляется на экзаменаторе с лимбом). Превышение измеряемых точек вычисляют по формуле h=A%SK, где h — превышение контролируемой площадки; принимается^ со знаком плюс, когда она выше базовой точки, и со знаком минус, когда она ниже базовой точки; А — отклонение середины пузырька уровня (аср) от места нуля (М0) в делениях ампулы: А=аср—М0 ; т — цена деления ампулы уровня в угловых секундах; S •—расстояние междз| подставками, мм; К — коэффициент. Отклонение от горизонтальности отдельных поверхностей поворотных кругов и площадок под задние колеса автомобиля оценивают с помощью брускового уровня. На поверхность поверяемого круга или площадок в направлении продольной оси стенда устанавливают брусковый уровень; после успокоения пузырька уровня проводят отсчет.; Затем уровень поворачивают на 180 град и снова проводят отсчет. Отклонение от горизонтальности поворотных кругов не должно превышать 2,3 мм на 1 м значения, соответствующего уклону ± 1 MNl* Аналогичные измерения осуществляют в поперечном направлений. Измерения проводят в контрольных точках О', А', Б', В' подвижно ^ и О, Л, Б, В неподвижной платформ. J^^ H Расстояние между пазами кронштейнов установки раздвижных штанг и центрами поворотных кругов измеряют по схеме, показанно е на рис. 5.33, рулеткой (например, РСК-5 м) с применением шести спе- ?

диальных стоек и трех металлических струн диаметром 0,2...0,5 мм и длиной по 3 м. Это расстояние зависит от диаметра колес диагностируемого автомобиля и задается технической документацией на стенд, для колес диаметром 330 мм оно равно 1850 мм, диаметром 355 мм — 1950 мм, диаметром 380 мм — 2100 мм. Разность расстояний не должна превышать ±5 0 мм. Расстояние от центров поворотных кругов до экранов измеряют при расположении экранов перед автомобилем и сбоку от него; расстояние ?1пп 01пп до экранов должно быть (1200±50)мм. 24 Отклонение вертикальной оси экрана от отвесной линии оценивают с помощью отвеса, имеющегося в комплекте стенда; при необходимо-

23

сти регулируют положение экрана (согласно инструкции по обслуживанию стенда). Отклонение от перпендикулярности горизонтальной оси к вертикальной оценивают с помощью транспортира или угольника. При их отсутствии на вертикальной и горизонтальной осях задаются два расстояния OA и ОВ по 150 мм (рис. 5.34) и измеряют расстояние АВ, которое должно быть равно (212,0±1)мм. Измерение производят во всех рабочих квадрантах экранов. Неперпендикулярность осей не должна превышать 15'. До проверки отклонения вертикальных осей экранов от отвесной линии и неперпендикулярности горизонтальных осей к вертикальным с помощью металлической линейки оценивают их линейность: нелинейность осей не должна превышать ± 2 мм. Разность длин L раздвижных штанг измеряют рулеткой; она не Лолжна превышать 2 мм. Измерение осуществляют между нулевой отметкой шкалы и вершиной треугольника не менее чем в трех точках раздвижной штанги (рис. 5.35).

Погрешность шкал для линейных измерений определяют штанге^ циркулем по результатам измерений расстояний между каждым деЛ тым штрихом шкалы и крайними штрихами. Погрешность не должна превышать ± 1 мм во всем диапазоне. Измерения проводят на линейных шкалах раздвижных штанг и установочных стоек. Погрешность угломерных шкал определяют по результатам измерений длин прилежащего и противолежащих катетов прямоуголь-

25

ных треугольников АОВ и АОС (рис. 5.36), образованных контрольной меткой А, крайними точками угломерной шкалы В и С и точкой пересечения прямых АО и ВС. Длины катетов АО, ВО и ОС измеряют линейкой типа IV, класса 5. Значение поверяемых углов а* и а2 шкалы определяют через тангенсы углов: tgai=ВО/АО; tgа2=ОС/АО. Отклонение любого штриха шкалы от его расчетного положения не должно превышать 15'. Погрешность угломерных шкал поворотных кругов определяют (после ремонта стенда) тригонометрическим методом или с помощью тео-

26

долита (например, типа Т-15), устанавливаемого на его поверхности так, чтобы ось вращения алидады совместилась с осью вращения кругаОтсчеты поворотного круга и теодолита устанавливают на нуль, и зрительную трубу теодолита наводят на удаленную точку. Затем поворот ный круг вместе с теодолитом вращают по часовой стрелке на 10 грзД> зрительную трубу теодолита возвращают в прежнее положение и навО' дят на ранее выбранную удаленную точку. По отсчетному устройствтеодолита определяют фактический угол поворота круга. Аналоги ные измерения проводят на всем диапазоне измерения поворотно1,0 круга.

Погрешность угломерной шкалы поворотного круга Д определяют по формуле Д=ДЛпк — Дат, где ДАПК — разность между последующим и нулевым отсчетами поворотного круга; Дат — разность между последующим и нулевым отсчетами теодолита. При определении погрешности шкал поворотных кругов тригонометрическим методом строят два прямоугольных треугольника АВО и ЩО (рис. 5.37) по всем оцифрованным отметкам шкалы. Длины катетов измеряют металлической линейкой. Интервалы шкал между крайними и нулевым штрихами измеряют штангенциркулем. Углы cpi и <р 2 вычисляют по формулам tgcpi=АВ/АО\ igy2=АС/АО. Отклонения любого штриха от его расчетного положения не должно превышать 15' на всем диапазоне. Размах колебаний оси вращения проектора определяют по смещению изображения метки проектора на экране покачиванием корпуса проектора. Для этого проектор устанавливают на поверочной плите или на другом жестком основании. На расстоянии 1000 мм от объектива проектора устанавливают экран. Легким усилием руки покачивают корпус проектора и на экране отмечают две крайние точки положения изображения метки. Максимальное смещение изображения метки проектора не должно превышать 1,2 мм (измеряют штангенциркулем). Децентровку оптической системы проектора определяют по поперечному смещению изображения метки на экране. Проектор устанавливают на поверочной плите, фокусируют изображение метки проектора на экран, расположенный на расстоянии 1500 мм от объектива проектора, и стопорят. Положение метки на экране обозначают карандашом. Затем поворачивают большое накатное кольцо проектора на 360 град, периодически отмечая карандашом положение изображения метки. Наибольшее отклонение проектируемой на экран точки от первоначального положения не должно превышать 1,5 мм. С помощью регулировочных винтов гасителя биения ось вращения проектора приводят в положение, перпендикулярное плоскости ножек консолей держателей. Проектор устанавливают на горизонтальную плиту так, чтобы ось уровня была вертикальной. На расстоянии не менее 1000 мм от объектива проектора устанавливают экран в вертикальной плоскости. Основание ножек держателя проектора ориентируют так, чтобы два регулировочных винта гасителя биений были расположены параллельно экрану. Изображение марки проектора фокусируют на экран и отмечают его положение карандашом. Основание держателя ножек поворачивают на плите на 180 град и снова фокусируют изображение метки на экране. При расхождении изображения метки на экране по высоте расстояние между точками делят пополам и отмечают карандашом. Вращая в одну сторону регулировочные винты гасителя биений, расположенные параллельно экрану, совмещают изображение метки проектора со средней точкой. Операцию повторяют многократно, кажраз поворачивая основание держателя на плите на 180 град и Устраняя расхождение изображения метки проектора. Затем основа-

ние держателя поворачивают на 90 град и все ранее указанные опера, дни повторяют. Ось вращения проектора считается установленной перпендику. лярно плоскости поверочной плиты, если в любом положении основания держателя относительно экрана изображения метки не расходятся по высоте более чем на 1,0 мм. Затем на поверочную плиту сзади проектора и выше него устанавливают теодолит, визирную линию зрительной трубы которого приводят в горизонтальное положение. На экране, расположенном на расстоянии 1000 мм от торца проектора (рис. 5.38), проводят вертикальную линию, на которую проецируют визирные линии теодолита и проектора. Проекции этих линий на экране отмечают карандашом (ат — проекция визирной линии теодолита, ап — проекция визирной линии проектора). Штангенциркулем измеряют расстояние /ii между точками а т и ап с погрешностью, не превышающей 1 мм. При этом каждый раз основания ножек держателя проектора поворачивают примерно на 114 град. Расстояние 1г от объектива до экрана измеряется стальной рулеткой с погрешностью, не превышающей 5 мм. Аналогичным образом измеряют расстояние h2 и h3 для расстояний до экрана /2=2000 мм и / З=3000 мм. По результатам всех трех измерений вычисляют перпендикулярность оптической оси проектора к его оси вращения: ai_2= =A/ii_2-3437,75/A/i_2, где ax_2 — отклонение от перпендикулярности оптической оси проектора к оси вращения в угловых минутах при расстоянии до экрана 1000 и 2000 мм; A/ii_2 — разность расстояний hx и h2; A/i_2 — разность расстояний U и /2. Аналогичные вычисления проводят для положений экранов на расстоянии 2000 и 3000 мм, 1000 и 3000 мм (а2_3, ах_3). Расхождение между результатами трех измерений не должно превышать ±10', а среднее арифметическое значение (из трех измерений) отклонения от перпендикулярности оптической оси проектора к его оси вращения не должно превышать ±15' . В условиях эксплуатации такой метод проверки отклонения от перпендикулярности оптической оси проектора к его оси вращения можно заменить более простым, но менее точным. В этом случае проектор устанавливают на колесо автомобиля и центрируют. На равных, диаметрально противоположных расстояниях 2...4 м от проектора устанавливают вертикально два экрана. Луч проектора проектиру*01 на передний экран и карандашом на нем отмечают острие «метки»Затем проектор поворачивают на 180 град и во втором экране так#е отмечают острие «метки». Между двумя отметками на экране натяги*

27

ют• • струну. Для удобства натяжения струны на экранах предусмот-. Р ь1 специальные отверстия. Р. Перед проведением измерений на корпус проектора (сверху по вербальной плоскости, проходящей через оптическую ось) наносят т ед оптической оси. Расстояние а (рис. 5.39) между оптической осью •груно й в горизонтальной плоскости измеряют металлической ли-. Лейкой; оно не должно превышать 4 мм. да да Проверка работоспособности стенTestos-1. Работоспособность стенTestos-1 проверяют в помещении при 20°С, влажности (65±15)%, напряжении в электрической сети 220-В±Ю% на технически исправном автомобиле. Проверка включает внешний осмотр, опробование, определение горизонтальности и взаимного положения подвижной площадки и вспомогательного трапа (наездного трапа) , определение усилия на перемещение с места подвижной площадки и проверку самовозврата подвижной площадки в центральное положение. Во время наружного осмотра обращают внимание на наружные поверхности индикаторов световой панели; они не должны иметь повреждений, мешающих качественной регистрации; переключатель световой панели должен обеспечивать надежное подключение ее и отключение от сети. Пластина контактов и скользящий (подвижный) контакт не должны иметь следов коррозии и механических повреждений; скользящий контакт должен надежно прижиматься к пластине во всем ее рабочем диапазоне. Рама подвижной площадки и трап должны быть надежно заземлены. Ролики подвижной площадки должны свободно вращаться на своих осях, не иметь недопустимых люфтов и следов коррозии. Подвижная рама должна свободно без заеданий от усилия 4,9...9,8 Н перемещаться по направляющим рамы. Расположение световой панели должно обеспечивать удобство считывания показаний. Опробование осуществляется с использованием контрольного автомобиля. Автомобиль должен проехать одним и з своих колес со скоростью 2...4 км/ч через площадку. Перемещение площадки должно быть бесшумным; после проезда автомобиля плоИфдка должна вернуться в исходное положение. Затем рукой медлен8 0 перемещают площадку в крайнее левое, потом в крайнее правое

28

положение. При этом на световой панели должны последователей, загораться все индикаторные лампочки; одновременное загорание дву? и более лампочек не допускается. Определение горизонтальности подвижной площадки и вспомога. тельного трапа проводится с помощью брускового уровня (0,2 мм % 1 м) в продольном и поперечном направлениях. Отклонение не должно превышать 2 мм на 1 м для подвижной площадки и 5 мм на 1м для вспомогательного трапа. Проверка взаимного положения подвижной площадки и вспомогав тельного трапа осуществляется гидростатическим уровнем Ц5.2 При этом за «0» принимается поверхность подвижной площадки. Or! клонение от плоскостности не должно превышать 2 мм на 1 м. Аналогичным образом проверяют взаимное положение подвижной площади

29

и наездного трапа; отклонение от плоскостности не должно превышать 2 мм на 1 м. Для определения усилия на перемещение с места подвижной площадки применяют динамометр с пределом измерения до 49 Н. В специально подготовленное отверстие на подвижной площадке устанавливают штифт (рис. 5.40), к которому подсоединяют динамометр, как показано на рис. 5.41, измеряют усилие на перемещение с места площадки, которое не должно превышать 4,9 Н. Для проверки самовозврата подвижной площадки в центрально е положение снимают крышку стенда, закрывающую подвижной контакт, рукой площадку отводят поочередно несколько раз в крайнее левое и правое положение и отпускают. Площадка должна вернуться в центральное положение, край подвижного контакта должен остановиться в центре среднего контакта платы, а на световой панели должна загореться зеленая лампа. Стенды для проверки амортизаторов. Для проверки амортизаторо в на СТО рекомендуется использовать стенды типа К-113 и Shocktester Boge-69 (ФРГ) Elkon L-100. Операции по техническому обслуживанию стенда К-113 сводятся к ежедневной очистке его от пыли и грязи, а один раз в квартал пров

Ораторах, в подшипники качения осей рычагов закладывают солиоЛ# Перед проведением поверки все неисправности стендов должны бьггь выявлены и устранены (табл. 5.23).

30

Поверку стендов осуществляют в помещении при 20°С, относительной влажности воздуха 50...80%, на технически исправном («контрольном») автомобиле, отвечающем следующим дополнительным требованиям: он должен быть чисто вымыт; шины должны быть чистыми, сухими и иметь остаточную глубину рисунка протектора по центру беговой дорожки не менее 1 мм; давление в шинах должно соответствовать норме. Поверка включает внешний осмотр, опробование и градуировку шкалы самописца. В результате внешнего осмотра должно быть установлено, что поверхности площадок под колеса не имеют вмятин и перекосов, влияющих на точность измерений, перо самописца плотно прижимается к бланку и оставляет на нем след. При опробовании стенда используют контрольный автомобиль и записывают результаты испытаний по правому и левому колесам автомобиля на чистых бланках. При градуировке шкалы самописца стенда Shocktester Boge-69 применяют штангенциркуль до 200 мм, индикатор часового типа с ценой деления 0,01 мм, штатив для установки индикатора, стальную полосу размером 1000 x 70 x 3 мм, домкрат, контрольный автомобиль. Для установки колес автомобиля и связанной с ней стойкой записывакмцего устройства стальную полосу располагают так, чтобы она опиралась на оба борта выемки и не соприкасалась с площадкой. На полосе устанавливают штатив с индикатором* наконечник которого

приводится в соприкосновение с площадкой; при этом стрелку индика тора устанавливают на нуль. Под кузов установленного на стенд автомобиля вблизи передней подвески ставят домкрат. Полученное состояние системы измерения принимается за исход, ное. Оно фиксируется на бланке при его повороте на небольшой угол' Напротив полученной отметки записывают соответствующее показание индикатора (рис. 5.42). Затем домкратом поднимают автомобиль настолько, чтобы запись на бланке сместилась на 2 деления (на 5 мм), снова поворотом бланка фиксируют положение и вновь записывают показания индикатора Таким образом градуировка продолжается до поднятия автомобиля на 9 мм. В процессе градуировки производится (несколько раз) перестановка индикатора на штативе. Штангенциркулем измеряют расстояние по радиусу между первой и последней дугой Мта х и вычисляют отношение этого расстояния к максимальной разности отсчетов що индикатору Lmax; • К ^max'-^max* Коэффициент К сравнивают с Кп по результатам предыдущей поверки стенда по формуле 8М(КП—К)/КП]\00°Щ Отклонение значения К от значения Кп не должно превышать ±4%, а отклонение значений от первоначальных не должно превышать ±10%. Аналогичные операции повторяют для второй площадки. Поверка стенда К-113 аналогична поверке стенда Shocktester Boge-69, но градуировка продолжается до поднятия автомобиля на 12 мм. Требования безопасности. К работе на стенде допускаются лица, знакомые с правилами техники безопасности. Перед работой необходимо проверить надежность заземления стенда. Электрошкаф, снабженный конечным выключателем, должен быть закрыт. В нерабочем состоянии стенд должен быть отключен от сети переменного тока Я Все работы, связанные с ремонтом и наладкой электрооборудования стенда, проводят электрики. Заезд автомобиля на стенд разрешается только по указанию оператора, обслуживающего стенд.

31