Разделы сайта:

некоторые сведения для выбора модели автомобиля:

оценка технического состояния автомобиля при покупке:

техническое обслуживание автомобиля:

профилактические работы:

профилактика неисправностей кривошипно-шатунного механизма
профилактика неисправностей механизма газораспределения
профилактика неисправностей системы охлаждения
профилактика неисправностей системы смаз
профилактика неисправностей системы питания
профилактика неисправностей системы зажигания
профилактика неисправностей трансмиссии
профилактика неисправностей ходовой части
профилактика неисправностей рулевого управления
профилактика неисправностей тормозных систем
профилактика неисправностей аккумуляторной батареи
профилактика неисправностей генератора
профилактика неисправностей стартера
профилактика неисправностей приборов электрооборудования
уход за лакокрасочным покрытием кузова
профилактика коррозии кузова

регулировочные работы:

регулировка тепловых зазоров в приводе клапанов
регулировка натяжения ремня привода вентилятора
регулировка натяжения цепи (ремня) привода механизма газораспределения
регулировка угла замкнутого состояния контактов прерывателя-распределителя
установка опережения зажигания
уход за свечами
проверка и регулировка уровня топлива в поплавковой камере карбюратора
регулировка пневмопривода дроссельной заслонки вторичной камеры карбюратора
регулировка положения дроссельных заслонок карбюратора
регулировка диафрагменного пускового устройства карбюратора
регулировка оборотов холостого хода двигателя
обслуживание и регулировка сцепления
проверка состояния подшипников передних колес и их регулировка
регулировка углов установки передних колес
регулировка рулевого механизма
обслуживание и регулировка тормозных систем

диагностика неисправностей автомобиля:

устранение неисправностей подержанного автомобиля :

устранение неисправностей двигателя :

устранение неисправностей сцепления:

устранение неисправностей коробки переключения передач :

устранение неисправностей карданной передачи и заднего моста :

устранение неисправностей подвески :

неисправности рулевого управления
неисправности тормозных систем

неисправности цепей системы электроснабжения :

устранение неисправностей аккумуляторной батареи
устранение неисправностей генератора
устранение неисправностей цепи системы пуска
устранение неисправностей стартера
устранение неисправностей системы зажигания

ремонт кузова :

несколько полезных советов

надежность легковых автомобилей :

методы и средства диагностирования автомобилей :

параметры и методы диагностирования
индикация современных средств диагностирования
средства проверки тягово-экономических показателей
средства диагностирования двигателей и системы электрооборудования
средства диагностирования тормозов
средства диагностирования рулевого управления и подвески
средства проверки балансировки колес
передвижные диагностические станции и диагностические комплексы
встроенные и бортовые системы диагностирования
средства проверки установки фар и контрольно- измерительных приборов автомобиля

организация диагностирования автомобилей на сто :

техническое диагностирование автомобилей на сто :

техническое обслуживание, ремонт и поверка стд автомобилей :

основные положения по организации технического обслуживания, ремонта и поверки стд
выбор образцовых средств поверки
средства технического обслуживания, ремонта и поверки стд
настройка и контроль электронных элементов стд после ремонта
стенды для проверки тягово-экономических показателей
стенды для диагностирования двигателей и системы электрооборудования
тормозные стенды
средства диагностирования рулевого управления и подвески
станки для балансировки колес

экономическая эффективность от внедрения средств диагностирования автомобилей на сто :

заключение
приложения

статьи:

Быстрые и удобные микрокредиты на любые цели
Отличные шины для мотоциклов
Грузоперевозки - помощь или проблема?
Как автодилеры планируют выжить в кризис?
Что должно находится в багажнике?
Обзор нового KIA Sorento
Обзор модели Фольксваген Гольф
Основные преимущества ксеноновых фар
Сауна и ее полезные свойства
Классификация и виды автосервисов
Впечатление о Lada Vesta
Покупка автозапчастей в интернете
Где и как покупать подержанные автомобили?
Ремонт автоматической коробки передач Пежо
Кто лидирует в мире по надежности легковых авто
Порошковая покраска автомобильных дисков
Причины повышенного шума летней резины
Тест-драйв Волги ГАЗ 21
Игровые автоматы для автомобилиста
Что нужно знать про автоманипуляторы?
Все лотереи на одном сайте
Автомобильные моторные масла Shell
Mersedes CLS: новый взгляд
Что такое блек-лист в казино
Профессия аварийного комиссара
Три важных момента при выборе телескопических погрузчиков
Особенности профессии автоменеджера
Компания-легенда «Mercedes-Benz»
Покупка авто в салоне: на что обратить внимание
Новый Land Rover Discovery Sport
Что можно порекомендовать хозяевам FUSO?
Интерес к покупке Volvo S80
Червячный механизм в автомобиле
Как зарегистрировать новый автомобиль в ГИБДД
Важность водительских прав
Кунги и товары для автотюнинга от магазина 4x4tuning
Игровые автоматы и разновидности jackpot
Кран-манипулятор с грузом «на ты»
Перевозки со знаком «минус»
Прием авто после кузовного ремонта: как проверить качество работ?
Тележки инструментальные от компании «ВЭЛМЕТ»
Разработка индивидуального проекта дома
Ключевые критерии выбора шиномонтажа
Если вам одиноко - однорукий бандит скрасит времяпровождение.
Принцип действия и область применения препаратов «антидождь»
Запчасти для автомобилей Lada
Лицензия онлайн казино - залог успешной игры
Добавь адреналина в онлайн казино
Живые дилеры в онлайн казино
Игровые автоматы нового поколения и их особенности
Светодиодные фары на все виды транспортных средств

 ВОЗМОЖНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ АВТОМОБИЛЕЙ 

Основные неисправности двигателя. Карбюраторный двигатель состоит из кривошипно-шатунного и газораспределительного механизмов, системы охлаждения, системы смазки, системы питания и системы зажигания. Кривошипно-шатунный механизм воспринимает силу давления газов и преобразует прямолинейное возвратно-поступательное движение поршня во вращательное движение коленчатого вала. Он состоит из блока цилиндров с головкой и уплотняющей прокладкой, картера, поршней, поршневых колец, шатунов, коленчатого вала, маховика. Газораспределительный механизм, предназначенный для своевременного впуска в цилиндр свежей горючей смеси и выпуска из него отработавших газов, состоит из распределительного вала и его привода (шестерни, звездочки с цепью или ременно-зубчатой передачи), клапанов, направляющих втулок клапанов, клапанных пружин, толкателей. Газораспределительные механизмы бывают с верхним и нижним расположением клапанов. Система охлаждения служит для поддержания нормального теплового режима двигателя. Нормальный тепловой режим работы двигателя должен быть в пределах 80...90°С. При перегреве двигателя может произойти выгорание смазки между деталями и заедание их. При переохлаждении двигателя увеличиваются тепловые потери, ухудшаются условия смесеобразования, снижается мощность и ухудшается экономичность. Она может быть жидкостной или воздушной. В жидкостную систему охлаждения входят рубашка охлаждения двигателя, радиатор, водяной насос, вентилятор, термостат, жалюзи, патрубки, шланги, сливные краники, радиатор отопителя, указатель температуры и контрольная лампа. Система смазки служит для снижения трения между деталями; способствует удалению продуктов износа и охлаждению трущихся поверхностей; она включает в себя резервуар для масла (поддон картера), масляный насос с маслоприемником и сетчатым фильтром, масляные фильтры грубой и тонкой очистки, редукционный, перепускной и предохранительный клапаны, маслопроводы и каналы, щуп, указатель давления масла и масляный радиатор (не всегда). Система питания карбюраторного двигателя обеспечивает приготовление горючей смеси, подачу ее в цилиндры и отвод отработавших газов. В систему питания входят топливный бак, топливный насос, воздушный и топливный фильтры, карбюратор, впускной и выпускной трубопроводы и глушитель. Система зажигания служит для воспламенения рабочей смеси в цилиндрах двигателя. В нее входят катушка зажигания, прерывательраспределитель, конденсатор, свечи зажигания, замок зажигания, провода низкого и высокого напряжения. Неисправности в кривошипно-шатунно м меха низм е приводят к повышенному износу деталей, повышенному расходу масла и снижению компрессии. Сильные стуки во время

работы возникают из-за износа поршневых пальцев и поршней; износа, подплавления или выкрашивания вкладышей коренных или шатунных подшипников; эксцентричности и овальности коренных шеек коленчатого вала; ослабления затяжки болтов, крепящих маховик к коленчатому валу; чрезмерного зазора между упорными полукольцами и упорными поверхностями коленчатого вала; при работе на масле не соответствующего сорта и качества. Повышенная температура окружающего воздуха в летний период может привести к перегреву двигателя, что вызывает закоксование колец и прогар днища поршня. Повышенная запыленность воздуха приводит к повышенному износу сопряженных пар, загрязнению масляных и воздушных фильтров. В этих условиях темп износа цилиндропоршневой группы повышается (1,2 мкм/1000 км), в то время как в условиях умеренного климата он значительно меньше (на 0,7 мкм/1000 км и более). Причинами повышенного расхода масла могут быть износ или поломка поршневых колец; потеря ими упругости; закоксовывание прорезей в маслосъемных кольцах; износ поверхности цилиндров, задиры или царапины на цилиндрической поверхности, утечка масла через прокладку масляного картера или из-за неисправности системы вентиляции картера. Снижение компрессии происходит вследствие закоксовывания, износа или поломки поршневых колец, износа цилиндров, повреждения прокладки головки блока цилиндров и т. д. Неисправности газораспределительног о меха низм а приводят к снижению мощности двигателя, шумам и стукам, повышенному расходу масла. Мощность двигателя снижается, а расход топлива увеличивается при неправильной регулировке газораспределительного механизма, а именно: нарушений зазоров между рычагами и кулачками распределительного вала, обгорании или деформации клапанов, износе кулачков распределительного вала, ослаблении клапанных пружин. Сильные стуки во время работы возникают вследствие нарушения зазора между клапаном и толкателем, при износе распределительных шестерен, износе рабочих поверхностей рычагов привода клапанов и кулачков распределительного вала, износе клапанов, седел клапанов, при поломке клапанных пружин, уменьшении натяжения цепи, износе или поломке башмака натяжителя цепи, износе цепи привода распределительного вала. Повышенный расход масла возникает при утечках масла через уплотнения двигателя, засорении системы вентиляции картера, износе поршневых колец, юбок поршней и цилиндров двигателя, закоксовывании, залегании или поломке поршневых колец, повышенном износе стержней клапанов или- их уплотнительных сальников. Неисправности систем ы охлаждени я вызывает переохлаждение или перегрев двигателя, повышенный расход охлажда? рдей жидкости. Переохлаждение двигателя возможно при заедании термостата или заедании жалюзи в открытом положении; перегрев — при недостатке охлаждающей жидкости в системе из-за ее утечки или выкипании, при обрыве, расслоении, вытягивании ремня венг

тилятора (рис. 1.7), заедании термостата, засорении трубки радиатора, большом отложении накипи, внешнем загрязнении радиатора. По4 вышенный расход охлаждающей жидкости может быть вызван по~^ вреждением прокладки пробки радиатора, неисправностью клапана пробки радиатора, повреждением радиатора, прокладок и соединений в системах охлаждения и отопления. Неисправности систем ы смазк и приводят к увеличению: или уменьшению давления масла. Давление масла увеличивается при повышенной вязкости, заедании редукционного клапана и з| 9 сорении маслопроводов. Недостаточное давление в смазочной системй наблюдается при низком уровне масла в картере, использований масла несоответствующего сорта, утечках его через неплотности^ маслопроводов, износе деталей мщж Рис. 1.7. Расслоение ремня привода ляного насоса, заедании редук-1 вентилятора ционного клапана в открытом noJ ложении, а также вследствие увб | личения зазоров в подшипниках коленчатого и распределительного валов. При несвоевременной замене масла в двигателе потребуется щ щ ведение дополнительных ремонтных работ из-за закоксовывания поршневых колец, выкрашивания вкладышей и т. п. При этом повы! шается износ гильз цилиндров на 10—60%, поршневых колец на 25-- | 50%, вкладышей шатунных подшипников на 40—100%. При смене отработавшего масла в картере и системе смазки дви-^ гателя остаются липкие мазеобразные, трудно смываемые осадки^ которые быстро портят свежее масло и сокращают его срок работы! Для удаления этих осадков систему смазки двигателя промываю® специальными промывочными маслами (например, масло ВНИИНЩ ФД). Промывка двигателя повышает мощность двигателя, снижаеЗ расход топлива и уменьшает интенсивность износа деталей цилиндропоршневой группы. Неисправности в систем е питани я вызывают нарушением смесеобразования, т. е. приводят к обеднению или обогащению р Ц бочей смеси. Богатая горючая смесь из-за недостатка воздуха сгорает: в цилиндрах двигателя не полностью и частично догорает в глушителе,) в результате чего происходит дымный выпуск отработавших газов.; Причинами переобогащения горючей смеси являются высокий уровень топлива в поплавковой камере, увеличение отверстий жиклеров или повреждение прокладок под ними, засорение отверстий воздушныхжиклеров, негерметичность закрытия клапанов экономайзера и ускорительного насоса, неполное открытие воздушной заслонки! Например, увеличение пропускной способности главного жиклера карбюратора повышает расход топлива на 5...7%, неисправности экономайзера и ускорительного насоса—до 10%, неправильная регу! лировка системы холостого хода — до 3%. Обедненная горючая смесь горит очень медленно; двигатель перегревается и его работа сопровождается резкими выхлопами в

2

карбюраторе. Причинами образования бедной смеси являются уменьшение подачи топлива к карбюратору, подсос воздуха в местах крепления карбюратора и впускного трубопровода к головкам цилиндра. Уменьшение подачи топлива может быть вызвано заеданием воздушного клапана в пробке топливного бака, засорением топливопроводов, фильтров-отстойников и сеточных фильтров, повреждением диафрагмы топливного насоса, неплотным прилеганием клапанов топливного насоса, неплотным креплением топливопроводов к штуцерам, низким уровнем топлива в поплавковой камере карбюратора, засорением топливных жиклеров. Вследствие разреженности воздуха с подъемом автомобиля на высоту в цилиндры двигателя попадает недостаточное его количество, что снижает коэффициент наполнения; горючая смесь переобогащается, мощность карбюраторных двигателей снижается, возрастают износы деталей. Известно, что при подъеме автомобиля на каждые 1000 м над уровнем моря приходится 10... 12% падения мощности двигателя, а удельный расход топлива повышается на 12... 15%. Переобогащение горючей смеси в высотных и высокотемпературных условиях может быть снижено путем корректировки ее состава. Содержание оксида углерода (СО) в отработавших газах зависит от технического состояния и регулировки карбюратора. У автомобилей с неисправным или неправильно отрегулированным карбюратором содержание оксида углерода возрастает в 2...7 раз. Содержание СО увеличивается при малой частоте вращения коленчатого вала двигателя, если нарушается работа системы холостого хода карбюратора, и при большой частоте вращения, если главная дозирующая система отклоняется от нормы, негерметичны клапаны экономайзера, насоса ускорителя карбюратора и неисправна система зажигания. Для каждого двигателя требуется индивидуальная регулировка топливной аппаратуры. Основные неисправности системы электрооборудования. Система электрооборудования предназначена для зажигания рабочей смеси в цилиндрах двигателей, пуска двигателя стартером, питания приборов освещения, сигнализации, контрольных и других приборов электрооборудования. Состояние аккумуляторной батареи определяется степенью ее зарядки, падение которой приводит к снижению напряжения в системе зажигания, перебоям в работе запальных свеч, затрудненному пуску двигателя стартером и к ухудшению света фар. При температуре ниже —20 °С емкость аккумуляторных батарей снижается примерно на 1 —1,5% на каждый градус. При значительной разрядке аккумуляторной батареи и падении плотности электролита возможно его замерзание и разрушение элементов батареи. К неисправностям аккумуляторной батареи относятся повышенный саморазряд, короткое замыкание, коробление, разрушение и сульфатация пластин, трещины в мастике и моноблоке. Естественный саморазряд при отключенных потребителях не должен превышать за 14 сут 10% от ее номинальной мощности при +2 0 °С. являются трещины в рассеивателе, снижаются светотехнические характеристики. Причиной снижения светотехнических характеристик приборов | являются плохая регулировка регулятора напряжения и повышенное 1 сопротивление цепи питания фар и других приборов. Падение напря-1 жения в цепи питания фар не должно превышать 0,5 В для 12-вольт- t ных систем электрооборудования. Плохая регулировка регулятора \ напряжения вызывает сокращение срока службы ламп и увеличивает 1 опасность ослепления водителей встречных автомобилей. Приборы сигнализации, к которым относятся звуковой сигнал, | световые указатели поворотов и стоп-сигнал, в процессе работы могут I иметь следующие неисправности; у звукового сигнала подгорают контакты, нарушается их регулировка; стоп-сигнал выходит из строя из-за подгорания контактов выключателя или обрывов в цепи. Указатель поворотов не работает при подгорании контактов или обрыве j цепи. Неисправные контрольно-измерительны е при бор ы (спидометр, тахометр, указатель уровня топлива, указатели j давления масла и температуры охлаждающей жидкости, контрольные | лампы указателей поворота, зарядки батареи, давления масла, габаритных фонарей, дальнего света, ручного тормоза) или датчики ре- | комендуется заменять на исправные, так как ремонт их не преду- ! смотрен. К основным причинам неисправностей спидометр а отно-1 сятся разрегулировка скоростного узла, колебания стрелки спидо- j метра и заедание барабанчиков счетного узла. Стрелка спидометра г колеблется вследствие неправильного монтажа гибкого вала (плохо 1 закреплен, изгибы с радиусом менее 150 мм), недостаточного коли-1 чества смазки внутри оболочки гибкого вала. Многие неисправности 1 в электрооборудовании можно устранить регулированием, закреп- | лением контактов, сменой изоляции, промывкой и чисткой, а также ! заменой контактов прерывателя, свечей зажигания, конденсатора, j щеток генератора, лампочек и т. п. Основные неисправности трансмиссии, ходовой части и органов управления. Трансмиссия автомобиля предназначена для передачи 1 мощности от двигателя к ведущим колесам, изменения частоты вра- : щения колес и подводимого к ним крутящего момента по величине ^ и направлению. В трансмиссию легкового заднеприводного автомо-1 биля с передним расположением двигателя входят сцепление, ко-1 робка передач, карданная передача и ведущий мост, состоящий из | главной передачи, дифференциала и полуосей. Сцеплени е передает крутящий момент от двигателя к коробке передач, кратковременно разъединяет двигатель и трансмиссию и плавно соединяет их между собой. Сцепление предназначено для ограничения динамических нагрузок, возникающих в трансмиссии. Правильно отрегулированное сцепление должно полностью выключаться при выжатой педали и полностью включаться при отпущенной. В механизме сцепления в процессе эксплуатации автомобиля могут возникнуть следующие неисправности: неполное выключение 22 Рис. 1.8. Износ рабочей поверхности нажимного диска сцепления автомобиля Рис. 1.9. Износ муфты подшипника выключения сцепления (сцепление «ведет»), неполное включение (сцепление «буксует»), резкое включение, шум шестерен в момент переключения передач, чрезмерный нагрев деталей сцепления, стуки, шумы, вибрации и рывки при включении сцепления. Неполное выключение сцепления (ведомый диск и ведущий вал коробки передач не останавливаются, что затрудняет переключение передач) может быть следствием увеличения свободного хода педали сцепления, деформации ведомого диска, ослабления заклепок нажимной пружины, поломки фрикционных накладок ведомого диска, износа шлицев первичного вала коробки передач, деформации нажимного диска, наличия воздуха в системе гидропривода, нарушения герметичности при загрязнении или износе кольцевого клапана главного цилиндра, засорения отверстия в коышке бачка главного цилиндра привода сцепления. При неполном выключении сцепления невозможно бесшумно включить передачу в коробке передач при трогании с места. Неполное включение сцепления (проскальзывание ведомого диска относительно маховика и нажимного диска) происходит из-за отсутствия свободного хода педали сцепления, большого износа или замасливания фрикционных накладок дисков сцепления, потери упругости оттяжной пружины. Рывки при работе сцепления происходят вследствие заедания ступицы ведомого диска на шлицах первичного вала коробки передач, потери упругости пружинных пластин диска, износа и задиров рабочих поверхностей нажимного диска (рис. 1.8) или маховика; при износе фрикционных накладок ведомого диска или в результате ослабления заклепок. Шумы, нагрев, стуки, вибрация и рывки возникают в результате износа, повреждения или недостаточной смазки подшипника включения сцепления, замена которого проводится вместе с муфтой в сборе (рис. 1.9), ослабления заклепок накладок ведомого диска, повышенного зазора в шлицевом соединении ступицы ведомого диска с первичным валом коробки передач. Неисправный подшипник обна23 руживается по появлению шипящего звука высокого тона при частичном выключении сцепления. Коробк а переда ч предназначена для изменения крутящего момента по величине и направлению, а также для длительного разъединения двигателя и трансмиссии. На автомобилях ВАЗ, «Моск| вич» и ГАЗ-24 установлена механическая, четырехступенчатая коробка передач с синхронизаторами на всех передачах переднего хода. В процессе эксплуатации автомобиля детали коробки передач, особенно шестерни и механизм переключения, изнашиваются. Неисправности коробки передач сопровождаются повышением шума при работе и переключении, самопроизвольным выключением или нечетким включением передач, чрезмерным нагревом и вибрациями коробок передач. Повышенный шум в коробке передач возникает из-за недопустимого зазора между зубьями шестерен, повышенного износа шестерен, подшипников и синхронизаторов, большого осевого зазора первичного и вторичного валов, недостаточного количества или слишком жидкого масла в картере, износа шлицев на шестернях и валах загрязнения или наличия механических частиц в масле. Затрудненное переключение передач возникает при износе подшипников и шлицевых соединений, деформации рычага переключения передач или вилок привода переключения передач. Самопроизвольное выключение передач происходит вследствие износа зубьев шесте| рен, потери упругости пружин фиксаторов, износа блокирующих колец синхронизатора или поломки его пружины. Коробка передач перегревается при малом уровне масла, вследствие износа сальников или ослабления крепления крышек картера коробки передач, а также из-за разрушения подшипников. Карданна я передач а предназначена для передачи крутящего момента от одного агрегата трансмиссии к другому в тех| случаях, когда оси валов не совпадают или могут изменить свои положения. Состоит из карданных шарниров, карданных валов и их опор. Нагрузки на карданную передачу при движении на первой передаче могут превышать максимальный крутящий момент двигателя в 3 раза, а при резком торможении в 6...8 раз. Эти нагрузки передаются сцеплению, которое поглощает часть энергии за счет пробуксовки дисков, что приводит к повышенному их износу. Увеличение крутящего момента вызывает повышенный износ и поломки деталей силовой передачи (шестерен коробок передач, крестовин и подшипников карданного вала, скручивание полуосей и др.). Неисправности карданной передачи сопров ждаются вибрацией и стуком. Вибрация происходит из-за деформации и дисбаланса карданных валов, ослабления крепления деталей, несовпадения монтажных меток переднего вала и соответствующей муфты. Стук в карданной передаче вызывается износом игл подшипников или шипов крестовин карданных шарниров или шлицевых соединений. Ведущи й мос т предназначен для восприятия сил, действующих между колесами и подвеской; механизмы ведущего моста передают крутящий момент от карданного вала к колесам автомобиля. Ведущие мосты состоят из балки моста, главной передачи, дифферен24 циала, полуосей и ступицы ведущих колес. Главная передача предназначена для уменьшения частоты вращения ведущих колес по сравнению с карданным валом. В главной передаче применено гипоидное зацепление шестерен. Дифференциал служит для распределения крутящего момента между ведущими колесами и обеспечения их вращения с разными угловыми скоростями. Полуоси передают крутящий момент от дифференциала к ведущим колесам автомобиля. На легковых автомобилях обычно применяют полуразгруженные полуоси, т. е. ступицы колес опираются непосредственно на шарикоподшипники, укрепленные на балке заднего моста. Неисправности заднего моста приводят к повышенному шуму в главной передаче, дифференциале или полуосях при движении автомобиля. Повышенный шум в полуосях вызывается износом или разрушением шарикового подшипника или деформацией полуоси. Постоянный повышенный шум при работе заднего моста возникает из-за недостаточного количества смазки в редукторе, деформации балки заднего моста, износа шлицевого соединения полуоси или неправильной регулировки, повреждения или износа шестерен или подшипников редукторов. Преждевременный выход из строя редуктора может быть вызван применением масла, не рекомендованного для данной модели. Шум при разгоне автомобиля может быть вызван недостаточным количеством масла в редукторе, а также неправильным зацеплением шестерен или износом шестерен и подшипников дифференциалов. Ходова я част ь легкового автомобиля представляет собой несущий кузов, к которому прикреплены передние и задние мосты с колесами. Она обеспечивает поступательное движение автомобиля и поглощает толчки и удары, возникающие при движении по неровной дороге. К числу основных неисправностей ходовой части относятся износ деталей шарнирных соединений подвески, износ деталей амортизаторов и утечка жидкости ИЗ НИХ, поломка рессор И пружин Рис. 1.10. Износ сопрягаемых подвески, нарушение углов установки Рабочих поверхностей шаровых ' , г J Т 5 J шарниров автомобиля управляемых колес. Внешними прояв v г лениями неисправного состояния подвески автомобиля являются повышенный износ протектора, увод автомобиля от прямолинейного движения, повышенный шум подвески. Увод автомобиля от прямолинейного движения может быть вызван нарушением углов установки передних колес, разным давлением воздуха в шинах, неодинаковой упругостью пружин подвески, отказом в работе амортизаторов, деформацией поворотных кулаков или рычагов передней подвески, неполным растормаживанием механизма колеса. Повышенный шум передней подвески может быть вызван неисправностями в работе амортизаторов, ослаблением затяжки болтов крепления штанги стабилизатора поперечной устойчивости на кронштейнах лонжеронов или нижних рычагов подвески, износом сопрягаемых рабочих поверхностей шаровых шарниров (рис. 1.10), повышенным 25 зазором в подшипниках колее, износом резинометаллических шарниров рычагов подвески. Несвоевременная замена порванных резиновых защитных чехлов приводит к интенсивному изнашиванию шаровых шарниров. Внешние признаки неисправного состояния задней подвески автомобиля аналогичны вышеописанному. Узлы передней подвески относятся к наиболее уязвимым местам автомобиля. Автомобильны е колес а служат для передачи сил и моментов, действующих между мостами автомобиля и опорной поверхностью, а также для обеспечения соответствующего направления движения автомобиля и снижения динамических нагрузок на автомобиль от неровной дороги. К неисправностям колес относятся разработка отверстий в дисках под шпилькой крепления колес к ступице, деформация дисков, механические повреждения и коррозия ободьев. К неисправностям шин относятся износ, проколы, расслоение и разрыв каркаса. Для быстроходных легковых автомобилей важным параметром является величина дисбаланса передних колес. Дисбаланс возникает в результате неравномерного износа протектора шины, наложения манжет и заплат при ремонте шин, неправильной установке вентиля, неправильном монтаже шины на диске. Дисбаланс колес вызывает неравномерный износ протектора, снижает комфортабельность и затрудняет управление автомобилем. На срок службы шин влияют давление в шинах, перегрузка автомобиля, скорость движения автомобиля, дорожные условия, состоя-* ние подвески и параметры установки колес и т. д. В нормальных ycl ловиях эксплуатации ресурс шин для легковых автомобилей состав-; ляет 35...40 тыс. км. Рулево е управлени е служит для обеспечения дви-^ жения автомобиля в заданном направлении. Рулевое управление состоит из рулевого механизма, рулевого привода и усилителя рулевого привода. В процессе эксплуатации автомобиля детали рулевого управления изнашиваются, а крепежные соединения ослабевают* Эксплуатация автомобиля с ослабленными крепежными соеди| нениями деталей рулевого привода, картера рулевого механизма и рулевого колеса, незатянутыми шаровыми пальцами рулевых тяг, недопустима. К неисправностям рулевого управления относятся, увеличенный свободный ход рулевого колеса или тугое его вращение.; Основными причинами увеличения свободного хода рулевого колес^ являются неправильная регулировка зацепления червяка и роликов; износ рабочих поверхностей наконечника рулевых тяг (рис. 1.11), шаровых опор подвески; ослабление крепления деталей рулевого механизма. При проведении технического обслуживания необходимо обращать4 внимание на состояние защитных колпачков наконечников рулевых тяг. При выявлении разрывов и других дефектов их необходимо обязательно заменить, так как нарушение их защитных функций неизбежно приводит к интенсивному износу наконечников рулевых тяг. 26 Основными причинами тугого вращения рулевого колеса могут быть неправильная регулировка зазора в зацеплении червяка с роликом, отсутствие смазки в картере рулевого механизма, задевание ступицы рулевого колеса за корпус переключателя указателя поворотов. Тормозна я систем а автомобиля предназначена для снижения скорости его движения, быстрой остановки и удержания в неподвижном состоянии. Автомобиль имеет две тормозные системы: рабочую, предназначенную для быстрого снижения скорости движения автомобиля, и стояночную, предназначенную для его удержания в неподвижном состоянии относительно опорной поверхности. В зимних условиях эксплуатации в системе гидравлического привода тормозов увеличиваются потери в приводе и время срабатывания системы, увеличивается вязкость тормозной жидкости, снижается безопасность управления автомобилем. При очень низких температурах иногда замерзают тормозные трубки, заклинивают тормозные цилиндры, примерзают тормозные накладки к барабанам. Слабое действие тормозов вызывается износом или загрязнением (замасливание, попадание воды) фрикционных накладок. Попадание масла на фрикционные накладки происходит при высоком уровне масла в картере ведущих мостов, тугой затяжке подшипников ступиц колес, износе или повреждении сальников ступиц колес. Снижение эффективности торможения происходит при подтекании тормозной жидкости колесных цилиндров передних и задних тормозов из-за преждевременного износа поршней и манжет (рис. 1.12), износа рабочей кромки уплотнения или нарушения герметичности защитных колпачков. В случае несинхронного торможения колес автомобиля происходит его занос. Причиной этого могут быть неодинаковые зазоры между фрикционными накладками и тормозными барабанами, замасливание накладок, износ колесных тормозных цилиндров или поршней гидравлического привода, неравномерный износ тормозных или фрикционных накладок. Занос автомобиля при торможении происходит также в случае утечки тормозной жидкости из тормозного привода Рис. 1.11. Износ рабочей поверхности наконечников рулевой тяги Рис. 1.12. Износ поршней (а) и манжет (б) колесного цилиндра 27 одного из колес. Заедание тормозных механизмов происходит при ослаблении или поломке стяжных пружин тормозных колодок, при сильном загрязнении или корродировании валика тормозного привода или тормозных барабанов, при обрыве заклепок фрикционных накладок и заклинивания их между колодкой и барабаном. У автомобилей с гидравлическим приводом тормозов заедание тормозных колодок возникает при заклинивании поршней в тормозных цилиндрах или при засорении компенсационного отверстия главного тор- • мозного цилиндра. Одной из наиболее часто встречающихся неисЦ правностей в тормозах с гидравлическим приводом является попада- \ ние воздуха в гидросистему, который вызывает «проваливание» педали привода. Торможение осуществляется только при многократном нажатии на педаль. При большом свободном ходе педали тормозного привода уменьшается ее рабочий ход и педаль может упереться в пол кабины, не обеспечив полного торможения. Это может возникнуть в результате значительного износа тормозных барабанов, тормозных дисков и сопряжений всего привода. При нажатии на педаль с силой 196... j 294 Н должно быть обеспечено полное торможение, а педаль при этом I не должна доходить до пола кабины на 10...20 мм. Основные неисправности кузова автомобиля. Кузов легкового ав- | томобиля включает передние и задние двери, стекла, передний и задЯ ний бампер, передние и задние сиденья, панель приборов, отопление ; и вентиляцию кузова (коробка воздухопритока, вентилятор, допол- | нительное сопротивление и радиатор) и др. Срок службы кузова современного легкового автомобиля в решающей степени зависит от его коррозионной стойкости. Стоимость кузова легкового автомобиля составляет в среднем половину стоимости автомобиля в целом. В связи с тем, что конструкция современного кузова несущая, его долговеч- < ность определяет долговечность автомобиля. Интенсивность коррозии кузова в значительной степени зависит» от климатических, дорожных факторов и способа хранения автомо-1 биля. При влажности воздуха 70% и более коррозия возрастает в 2...3 раза; загрязненности воздуха промышленными отработавшими газами — в 4 и более раз по сравнению с сельской местностью; на- ? личии химических средств, применяемых для борьбы с обледенением автомобильных дорог в зимнее время, увеличивает коррозионные разрушения в 3,5...6 раз по сравнению с эксплуатацией автомобиля летом. Интенсивность коррозии резко снижается, если хранить автомобиль в необогреваемом и хорошо вентилируемом помещении. Значительное влияние на коррозию кузова оказывают также температура окружающего воздуха и ее перепад, количество и периодичность осадков, состав пыли и наличие влаги на дороге и др. Основными неисправностями кузова и оперения автомобилей являются трещины, вмятины и погнутости отдельных деталей, коррозионные разрушения элементов кузова, перекосы кузова, повреждение петель, дверных замков и стеклоподъемников, порча обивки лакокрасочного покрытия. Наиболее часто трещины появляются на 28 передних стойках вследствие эксплуатации автомобиля на плохих дорогах. При движении по плохим дорогам с повышенными скоростями возможно появление трещин на передних лонжеронах в зоне крепления амортизатора и прогиб кузова в районе центральной стойки с появлением характерных вмятин на крыле кузова. На окрашенных элементах кузова коррозия чаще всего образуется на выступающих наружных ребрах; в местах, поврежденных щебнем, на стыках листов, соединенных поперечной сваркой; в закрытых полостях из-за недостаточного стока влаги и плохой вентиляции пустотелых профилей. Коррозии наиболее подвержены детали, расположенные ниже рельефной поясной линии, т. е. ниже окон. В стойках и профилях выше этой линии коррозия появляется редко. Преждевременные очаги коррозии в первую очередь образуются в скрытых полостях дверей, в полостях между задними крыльями и Рис. 1.13. Сквозная коррозия пола кузова в центральной части арками колес, полостях задних и передних лонжеронов, углублениях под запасное колесо и бензобак, полостях задних поперечин кузова, карманах капота, в местах соединений панели и щитка с боковинами передних крыльев, полости стоек брызговиков, ниши фар, на кронштейнах буферов передней подвески, в карманах передних крыльев, полостях порогов, кронштейнах под домкраты, полостях поперечины между арками задних колес, поперечины передней подвески и (или) в некоторых других скрытых полостях в зависимости от модели автомобиля (рис. 1.13). Одним из эффективных методов повышения долговечности кузова является принятие надлежащих мер по защите его деталей от коррозии. Опыт показывает, что дополнительное введение специальных защитных составов в закрытые полости кузова продляет срок его 29 службы на 30%. В связи с этим автомобиль должен регулярно, примерно 1 раз в год, проходить контроль для выявления технического состояния кузова. Проверка технического состояния кузова проводится визуально. ' Сначала обследуют лицевые детали кузова и наружные поверхности; скрытых сечений. Затем осматривают стыки и фланцевые соединения, сварные швы и внутренние поверхности моторного отсека и багаж-i ника. Осмотр внутренних поверхностей скрытых сечений возможен с применением осветительных приборов или вскрытием (разборкой) отдельных деталей кузова, хотя такие виды работ широкого рас-| пространения не имеют. В процессе длительной эксплуатации автомобиля, но чаще при дорожно-транспортных происшествиях, геометрия кузова может из ! меняться. Неправильная геометрия кузова ведет к повышенному! расходу топлива, преждевременному износу резины и т. п. К основным неисправностям дверей относятся поломка ручки привода замка из-за больших усилий, отказ стеклоподъемника, кнопки; выключения замка, нарушение зазора между дверями и кузовом,! недостаточно плотное и легкое закрытие или открытие двери. Капот и крышка багажника могут закрываться или открываться с большим? усилием из-за плохой регулировки замка. Передние сиденья не иодА даются продольной регулировке и не обеспечивают регулировку яа-j клона спинки из-за вытягивания или поломки пружин. К неисправностям системы отопления и вентиляции кузова от-| носятся подтекание жидкости из радиатора вследствие вмятин, по4 ломки или трещины трубок; коррозия или износ внутреннего клапана крана; отказ в работе электровентилятора из-за перегорания предо-i хранителя, плохого контакта между переключателем и резистором^ между переключателем на панели и блоком плавких предохрани-i телей и соединения электродвигателя на «массу». Обобщая изложенное выше, следует отметить, что в условиях реальной эксплуатации уровень надежности автомобилей понижается с увеличением пробега. Широкий диапазон условий (линейной и тех-ч нической) эксплуатации, а также вариации начальных показателей качества автомобилей приводят к значительным дисперсиям наработок до достижения предельного состояния их деталей, узлов и агрегатов,.; Для более полного использования потенциальных возможностей! автомобильных конструкций и учета конкретных условий эксплуатации требуется объективная информация о конкретном автомобиле. Получение необходимой информации по неисправностям или скрытым отказам позволяет предотвратить преждевременный или крупнообъемный ремонт и тем самым повысить эффективность использования автомобилей. Средством получения такой информации является техническое диагностирование автомобилей, которое будучи составной частью технического обслуживания и ремонта предназначено для повышения качества ремонта при оптимальных затратах и обеспечения нормируемой надежности. 80 Контрольны е вопрос ы 1. Охарактеризуйте основные эксплуатационные качества автомобиля. 2. Дайте физическую интерпретацию дефекта и отказа. Объясните разницу между ними. 3. Какие вы знаете основные показатели безотказности, долговечности и ремонтопригодности автомобиля? 4. Назовите основные неисправности двигателя, их внешние признаки. Укажите возможные причины их возникновения. 5. Назовите основные неисправности силовой передачи, их внешние признаки. Укажите возможные причины их возникновения. 6. Назовите основные неисправности ходовой части и механизмов управления, возможные причины их возникновения.