Разделы сайта:

некоторые сведения для выбора модели автомобиля:

оценка технического состояния автомобиля при покупке:

техническое обслуживание автомобиля:

профилактические работы:

профилактика неисправностей кривошипно-шатунного механизма
профилактика неисправностей механизма газораспределения
профилактика неисправностей системы охлаждения
профилактика неисправностей системы смаз
профилактика неисправностей системы питания
профилактика неисправностей системы зажигания
профилактика неисправностей трансмиссии
профилактика неисправностей ходовой части
профилактика неисправностей рулевого управления
профилактика неисправностей тормозных систем
профилактика неисправностей аккумуляторной батареи
профилактика неисправностей генератора
профилактика неисправностей стартера
профилактика неисправностей приборов электрооборудования
уход за лакокрасочным покрытием кузова
профилактика коррозии кузова

регулировочные работы:

регулировка тепловых зазоров в приводе клапанов
регулировка натяжения ремня привода вентилятора
регулировка натяжения цепи (ремня) привода механизма газораспределения
регулировка угла замкнутого состояния контактов прерывателя-распределителя
установка опережения зажигания
уход за свечами
проверка и регулировка уровня топлива в поплавковой камере карбюратора
регулировка пневмопривода дроссельной заслонки вторичной камеры карбюратора
регулировка положения дроссельных заслонок карбюратора
регулировка диафрагменного пускового устройства карбюратора
регулировка оборотов холостого хода двигателя
обслуживание и регулировка сцепления
проверка состояния подшипников передних колес и их регулировка
регулировка углов установки передних колес
регулировка рулевого механизма
обслуживание и регулировка тормозных систем

диагностика неисправностей автомобиля:

устранение неисправностей подержанного автомобиля :

устранение неисправностей двигателя :

устранение неисправностей сцепления:

устранение неисправностей коробки переключения передач :

устранение неисправностей карданной передачи и заднего моста :

устранение неисправностей подвески :

неисправности рулевого управления
неисправности тормозных систем

неисправности цепей системы электроснабжения :

устранение неисправностей аккумуляторной батареи
устранение неисправностей генератора
устранение неисправностей цепи системы пуска
устранение неисправностей стартера
устранение неисправностей системы зажигания

ремонт кузова :

несколько полезных советов

надежность легковых автомобилей :

методы и средства диагностирования автомобилей :

параметры и методы диагностирования
индикация современных средств диагностирования
средства проверки тягово-экономических показателей
средства диагностирования двигателей и системы электрооборудования
средства диагностирования тормозов
средства диагностирования рулевого управления и подвески
средства проверки балансировки колес
передвижные диагностические станции и диагностические комплексы
встроенные и бортовые системы диагностирования
средства проверки установки фар и контрольно- измерительных приборов автомобиля

организация диагностирования автомобилей на сто :

техническое диагностирование автомобилей на сто :

техническое обслуживание, ремонт и поверка стд автомобилей :

основные положения по организации технического обслуживания, ремонта и поверки стд
выбор образцовых средств поверки
средства технического обслуживания, ремонта и поверки стд
настройка и контроль электронных элементов стд после ремонта
стенды для проверки тягово-экономических показателей
стенды для диагностирования двигателей и системы электрооборудования
тормозные стенды
средства диагностирования рулевого управления и подвески
станки для балансировки колес

экономическая эффективность от внедрения средств диагностирования автомобилей на сто :

заключение
приложения

статьи:

Быстрые и удобные микрокредиты на любые цели
Отличные шины для мотоциклов
Грузоперевозки - помощь или проблема?
Как автодилеры планируют выжить в кризис?
Что должно находится в багажнике?
Обзор нового KIA Sorento
Обзор модели Фольксваген Гольф
Основные преимущества ксеноновых фар
Сауна и ее полезные свойства
Классификация и виды автосервисов
Впечатление о Lada Vesta
Покупка автозапчастей в интернете
Где и как покупать подержанные автомобили?
Ремонт автоматической коробки передач Пежо
Кто лидирует в мире по надежности легковых авто
Порошковая покраска автомобильных дисков
Причины повышенного шума летней резины
Тест-драйв Волги ГАЗ 21
Игровые автоматы для автомобилиста
Что нужно знать про автоманипуляторы?
Все лотереи на одном сайте
Автомобильные моторные масла Shell
Mersedes CLS: новый взгляд
Что такое блек-лист в казино
Профессия аварийного комиссара
Три важных момента при выборе телескопических погрузчиков
Особенности профессии автоменеджера
Компания-легенда «Mercedes-Benz»
Покупка авто в салоне: на что обратить внимание
Новый Land Rover Discovery Sport
Что можно порекомендовать хозяевам FUSO?
Интерес к покупке Volvo S80
Червячный механизм в автомобиле
Как зарегистрировать новый автомобиль в ГИБДД
Важность водительских прав
Кунги и товары для автотюнинга от магазина 4x4tuning
Игровые автоматы и разновидности jackpot
Кран-манипулятор с грузом «на ты»
Перевозки со знаком «минус»
Прием авто после кузовного ремонта: как проверить качество работ?
Тележки инструментальные от компании «ВЭЛМЕТ»
Разработка индивидуального проекта дома
Ключевые критерии выбора шиномонтажа
Если вам одиноко - однорукий бандит скрасит времяпровождение.
Принцип действия и область применения препаратов «антидождь»
Запчасти для автомобилей Lada
Лицензия онлайн казино - залог успешной игры
Добавь адреналина в онлайн казино
Живые дилеры в онлайн казино
Игровые автоматы нового поколения и их особенности
Светодиодные фары на все виды транспортных средств
Зеркала безопасности – виды, применение и качество

НОРМИРОВАНИЕ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ

Оценка необходимой точности измерения диагностических и структурных параметров. На СТО и в автотранспортных предприятиях (АТП) в настоящее время широко применяют средства диагностирования, измеряющие одни и те же параметры с различной точностью. Применение менее точных средств уменьшает стоимость диагностирования, но при этом снижается и точность постановки диагноза и повышаются расходы на ремонт из-за увеличения числа непредвиденных отказов. Одна из задач диагностирования заключается в оптимизации точности измерения диагностических параметров и, следовательно, выбора конкретного средства диагностирования, обеспечивающего минимизацию суммарных затрат на эксплуатацию автомобиля. Математй-

^ески сказанное выражается определением минимума целевой функции Q(Oj), представляющей собой сумму функций суммарных издержек на измерение диагностических параметров в зависимости от средней квадратичной погрешности В (Oj) и средних дополнительных издержек За межконтрольный период на предупредительное восстановление и устранение последствий отказа Дополнительные издержки возникают из-за ошибки в измерении структурного параметра, приводящей к преждевременной или поздней замене (регулировке) сборочной единицы или агрегата автомобиля. Характер изменения удельных издержек от средней квадратичной погрешности измерения параметра приведен на рис. 6.3. Составляю-

41

щие B(<Jj) и C(Oj) с достаточной для практических целей достоверностью определяют по формулам Bio^^dj+bj/oj', C(Oj)=do29 где d$ и bj — коэффициенты, определяемые по результатам статистических наблюдений эмпирическим путем (мето дом наименьших квадратов); исходными данными для их определения является зарплата диагноста с начислением на измерение параметра,амортизационные отчисления, затраты на текущийремонт и поверку средств диагностирования,капитальные затраты и т. д.; d — коэффициент,рассчитываемый с учетом среднего ресурса диаг- 1 J Г г j г ностируемого объекта по данному параметру,средней межконтрольной наработке и коэффици-

енту вариации ресурса диагностируемого объекта, средних издержек на восстановление параметра. Коэффициент d определяют по формуле d=0,265 Yi=0,25 у С-10~4. Коэффициент у определяют по номограмме (рис. 6.4), С— по табл. 6.1. Оптимальная средняя квадратичная погрешность измерения вычисляется из выражения o0nTJ~ybj/ (2d). Распределение погрешности измерения параметра, как правило, подчиняется нормальному закону. В этом случае доверительный интервал для всех составляющих погрешностей измерения устанавливают по правилу «трех сигм». Тогда предельную погрешность измерения определяют из выражения д=Зст опт/ . В качестве примера вычислим оптимальную погрешность измерения давления масла в смазочной системе двигателя с помощью манометра и выберем манометр нужного класса точности. При этом средний ресурс двигателя по этому параметру Т ср = 3000 мото-ч при коэффициенте вариации ресурса v=0,5, межконтрольный период tM= = 1000 мото-ч. При отказе сборочной единицы наблюдаются издержки Л =20 руб. Издержки на предупредительные операции по доведению параметра до номинального значения С=4 руб. Для проведения сравнительной оценки рассмотрим манометры класса точности 0,6; 1; 1,5; 2,5; 4 (с основной предельной погрешностью до, соответственно равной 0,6; 1; 1,5; 2,5; 4%). В табл. 6.2 приведены

исходные данные рассматриваемых манометров и некоторые результаты расчета. Среднюю квадратичную погрешность принимают равной a=x=l/3A0 . Приведенные издержки на измерение B(oj) определяют по формуле B(Oj)—y=3+[0+T+(9n*Д)]/п, где 3 — зарплата с начислением из расчета одного измерения (3=0,25 руб.); Т — затраты на текущий ремонт и проверку манометров (Т«0,1 Ц)\ Ц — цена манометра; Эн коэффициент эффективности (Эн=0,15); О — амортизационные отчис

42

ления (0=0,25 Ц); п — число диагностируемых сборочных единиц (n=kn 1, где k — число обслуживаемых в год машин; пг — число однотипных узлов (сборочных единиц) в машине; условно &=120, тогда п= 120). В результате соответствующих подстановок и преобразований имеем y=0,25+0,5Z(/120. Коэффициенты dj и bj определяют через значения х и у; d=0,252, 6=9,8-10~3. Необходимые для вычислений данные приведены в табл. 6.3. С целью нахождения у предварительно определяют нормированный в днях межконтрольной наработки средний ресурс Т^Т^И ^ =3000/1000=3 и нормированные в долях С издержки Ао^А/С^

43

44

=20/4=5 . При заданной вариации и=0,5 и вычисленных Т0=3 и Л0=5 определяют по номограмме 7=20. Полученные в табл. 6.3 значения" С (oj) и B(oj) и их суммарные значения G(oj) наносят на график (рис. 6.5) и определяют минимум

45

функции G(cjy), соответствующей оптимальной погрешности измерения давления масла в системе смазки <Х/=1,3. Значение Oj определяют и аналитически: ^опт/=[(9,8-Ю"3)/(2-0,265' 103-8)]Vs«l,32. Оптимальный класс манометра равен 3x1,32^4 . Ниже приведены результаты расчета оптимальной погрешности (%) измерения некоторых параметров технического состояния автомобилей «Жигули» и «Москвич»:

46

47

Нормирование номинальных, предельных и допускаемых значений диагностических и структурных параметров. Количественная оценка технического состояния элементов автомобиля осуществляется по номинальным Лн, предельным Япр и допускаемым Яд значениям измеряемых диагностических или структурных параметров. На рис. 6.6 показано условно изменение параметра для монотонно возрастающей (кривая 1) и убывающей (кривая2) функций в зависимости от нара-

48

ботки. Номинальные и предельные значения основных параметров технического состояния автомобилей устанавливаются заводами-изготовителями и указываются в отраслевой нормативно-технической документации. Номинальные значения определяются статистически, обработкой результатов измерения по 2...30 новым, технически исправным автомобилям, прошедшим период обкатки. Уточненное число автомобилей, при испытании которых определяется номинальное значение параметра, можно вычислить по формуле rL^[p(t)/e]2»o2, где P(t) — требуемая надежность определения номинального значения параметра ^ — требуемая точность определения номинального значения параметра; а — средняя квадратичная ошибка определения номинального значения параметра. Заключение о предельном значении параметра может базироваться на целом ряде критериев, из числа которых наиболее универсальным является критерий минимизации затрат на единицу наработки. Рассмотрим один из простейших способов определения предельных значений параметров по этому критерию. Способ базируется на анализе статистических данных по отказам и характеру распределения параМетров отказавших сборочных единиц.

Определение предельных значений таких параметров производится из условий равенства затрат на предупреждение отказов Спр и затрат на устранение внезапных отказов Ср; Спр=уСр , где у — коэффициент своевременности технического воздействия. Он характеризует вероятность попадания случайной величины на заданный участок распределения отказов. Допустим, что распределение отказов происходит по кривой, показанной на рис. 6.7. Имея характер распределения измеряемого зазора S (при котором произошел отказ объекта) и значение у, определяют функцию отношения Sj/a, где S t — отклонение оптимального предельного значения измеряемого зазора от среднестатистического значения 5ср ; a — среднее квадратичное отклонение. Затем ее сверяют по справочным математическим таблицам со значениями нормальной функции распределения (в виде примера принимается условие, что распре-

49

деление отказов подчиняется нормальному закону распределения). Аналогично решается задача, если распределение отказов подчиняется другому теоретическому закону, который определяется значениями Si/o и Sh Ф (Si/o)=1—у. При отсутствии необходимых исходных данных для технико-экономического обоснования предельных значений диагностических параметров может применяться статистический метод. Сущность его заключается в следующем. Анализируют значения диагностических параметров большой выборки исправного диагностируемого объекта. При этом значения диагностических параметров, соответствующие исправному состоянию объекта, будут иметь распределение вблизи номинального значения, а параметры, соответствующие неисправному состоянию объекта, будут выходить за пределы распределения параметров исправного состояния. Как правило, распределение параметров исправного технического состояния аппроксимируется ближе всего нормальным (или гамма-распределением) теоретическим законом. При этом необходимо иметь в виду, что предельное значение диагностического параметра также имеет естественное распределение, и чем больше параметр отличается от своего номинального значения, тем вероятнее неисправное состояние диагностируемого объекта. Практически принимается условие, что все диагностические параметры, находящиеся в пределах распределения Л0$85 (вероятность ^0,85) , соответствуют исправному состоянию объекта (рис. 6.8). Ур°"

вень ограничения Л0,8б принимается для сборочных единиц и систем, влияющих на безопасность движения. Для сборочных единиц и систем, не влияющих на безопасность, уровень ограничения принимается равным Л0,95 (^^0,95) . В зависимости от диагностического параметра ограничение может быть односторонним и двусторонним. Например, для расхода топлива ограничение одностороннее, а для углов установки управляемых колес — двустороннее. Условием хорошего согласования распределения с нормальным законом является наибольшее значение в границах интервала Smin . . . S„iax критерия «хи-квадрат» Пирсона, который должен быть не ниже 0,3. По подобранному теоретическому закону f(S) и принятому уровню вероятности Р^0,8 5 (или Я^0,95) определяют допустимый диапазон изменения диагностического параметра: для нормального распределения и при его двустороннем ограничении — Scpzbl,5l^Ds при Л0185 и Scv±%VDs при i40i95; при одостороннем ограничении нормального закона: Scv+\/"D~s при Л0,85 и Scp+1,7K Ds при Л0,95. Здесь Sc p и Ds — среднее значение и дисперсия распределения параметра. Кривые изменения большинства диагностических параметров могут быть аппроксимированы плавными монотонно изменяющимися кривыми, функцией вида U^vt^+An . Наличие и использование предельных (или допускаемых) значений диагностических параметров применительно к автомобилям уменьшает расход топлива, снижает расходы на техническое обслуживание и ремонт, увеличивает ресурс деталей, а следовательно, уменьшает потребность в запасных частях и т. п. Из общей номенклатуры параметров диагностические параметры, отражающие техническое состояние систем и агрегатов, влияющих на безопасность дорожного движения, нормируются с учетом требований ГОСТ 25478—82. Сюда относятся в первую очередь тормозные системы (табл. 6.4), рулевое управление, внешние световые приборы. Показателем эффективности стояночного тормоза при стендовых испытаниях является значение 0,16 общей удельной тормозной силы. Показателем стояночного тормоза при дорожных испытаниях является способность системы удержать автомобиль полной массы в неподвижном состоянии на подъеме с уклоном 16%. Для автотранспортных средств в снаряженном состоянии нормативным является уклон: 23%—дл я автотранспортных средств категории М и 31% —дл я категории N. Контроль технического состояния рулевого управления производится по усилию на ободе колеса при повороте управляемых колес в любом направлении и суммарному люфту. Суммарный люфт в рулевом Управлении и усилие на проворачивание колеса регламентируется значениями, приведенными в табл. 6.5. Тягово-экономические показатели автомобилей индивидуально зависят в значительной степени от начального угла опережения зажигания и угла замкнутого состояния контактов прерывателя. Корреляционные зависимости мощности N на ведущих колесах автомобиля (л. с.) и расхода топлива Q (л/100 км) от начального угла опережения зажи-

лировка угла опережения зажигания с выводом его на оптимальное значение. Предельные значения основных диагностических параметров отечественных легковых автомобилей приведены в приложении Ю. В условиях эксплуатации одноименные элементы различных машин достигают своего предельного значения при различных наработках. При этом если периодичность диагностирования /м велика, то уже к первому диагностированию часть элементов машин может отказать (рис. 6.10), в то время как другая часть останется в исправном состоянии и может эксплуатироваться до второго, третьего и других диагностирований. При этом в период контроля часть проверяемых

51

52

элементов имеет заведомо недостаточный ресурс, что приводит к их отказу в межконтрольный период. На рис. 6.8 эти реализации показаны штриховыми линиями. Чтобы уменьшить число этих отказов, предельное значение параметра ужесточается до допускаемого D. Величина последнего оптимизируется из условий обеспечения минимума удельных издержек при заданной межконтрольной наработке; минимуме удельных издержек при оптимальной межконтрольной наработке; максимальной безопасности в течение заданной межконтрольной наработки. Исходными данными в первом случае являются номинальные Я* и предельные /7пр значения параметров, показатель степени аппроксй-

мирующей функции а, изменение параметра за период приработки ДЛ, среднее квадратичное отклонение фактического изменения'параметра от аппроксимирующей степени функции средние издержки на устранение отказа А и предупреждение отказа С, средний ресурс Тср , коэффициент вариации ресурса v, межконтрольная наработка допускаемое отклонение параметра D, предельное отклонение параметра и п = =UnP—Ян—ДЯ и номограммы, показанные на рис. 6.11. Перечисленные исходные данные переводятся в безразмерные величины по формулам Го=ГСр//м, Л0 -=Л/С, D0=D/u0 при ог^О,05 и при Л0<1»2 принимается Л д =Я пр . При а 2 ^0,0 5 и на горизонтальной оси отмечают значение То, от которой проводят перпендикуляр до пересечения с соответствующей кривой, характеризуемой значениями А0 и v. Затем из полученной точки проводят горизонталь до пересечения с вертикальной осью и определяют D=D0 (если а=1) . Если аФ1 , то от найденного значения D0 проводят наклонную линию до пересечения с вертикальной линией, имеющей координату а. Затем от полученной точки проводят горизонтальную линию до пересечения с осью D0 и определяют DgnT. При a z >0,0 5 найденное значение DgnT умножают на поправочный коэффициент 0,8. Абсолютное оптимальное отклонение параметра вычисляют по формуле Don7=DonT. Пример определения допускаемого отклонения параметра при То—5, А0=2,8, 0=0,7, 02=О,О8, а=1, 7 и ип—Ъ мм показан на рис. 6.9 стрелками. Затем определяют DonT=0,44* 5=2,2 мм. Исходными данными во втором случае являются данные первого случая и безразмерная относительная величина Во—В/С, где В — издержки на диагностирование. В0 откладывают в зоне II на ординате и из полученной точки проводят горизонталь до перечения с кривой, соответствующей значению коэффициента вариации ресурса v и заданному А0. От полученной точки пересечения проводят перпендикуляр до пересечения с осью Т и определяют оптимальную величину Т?пт. Затем оптимальное допускаемое значение определяют, как в первом случае. Оптимальную межконтрольную наработку /°пт вычисляют по формуле /2ПТ:=7'ср/Г?пт. Определение Т§м для ранее рассматриваемого примера показано стрелками при В0=В/С= 1/10=0,1. Найденное значение 7?пт равно 2,8. Исходными данными в третьем случае являются Ян , Япр , а, Д/7. При а г ^0,0 5 и степенной функции изменения параметра D допускаемое отклонение значения параметра D вычисляем по формуле />°п*=0,5а-ип, при <т2>0,05 ?>опт=0,3а-и„. Допускаемое оптимальное значение параметра в этом случае вычисляем по формуле Ядоп=Ян± (D+ДЯ) , где знак плюс ставится, когда с увеличением наработки значение параметра также увеличивается; знак минус — когда с увеличением наработки значение параметра уменьшается. В качестве примера определим допускаемое значение зазора в сопряжении вала со втулкой, обеспечивающее максимальную безопасность, при Ян =0, 1 мм, Япр=0, 6 мм, a=l , a z<0,0 5 и ДЯ=0,1 5 мм.

Сначала определяем предельное отклонение зазора а—0,6—0,1—0,15= =0,35 мм. Затем по формуле — допускаемое отклонение зазора, DonT= = 0,5-0,35«0,175 мм. После этого вычисляем допускаемый зазоп ЯЖ=0,1+(0,175+0,15)=0,425 мм.

53