Разделы сайта:

некоторые сведения для выбора модели автомобиля:

оценка технического состояния автомобиля при покупке:

техническое обслуживание автомобиля:

профилактические работы:

профилактика неисправностей кривошипно-шатунного механизма
профилактика неисправностей механизма газораспределения
профилактика неисправностей системы охлаждения
профилактика неисправностей системы смаз
профилактика неисправностей системы питания
профилактика неисправностей системы зажигания
профилактика неисправностей трансмиссии
профилактика неисправностей ходовой части
профилактика неисправностей рулевого управления
профилактика неисправностей тормозных систем
профилактика неисправностей аккумуляторной батареи
профилактика неисправностей генератора
профилактика неисправностей стартера
профилактика неисправностей приборов электрооборудования
уход за лакокрасочным покрытием кузова
профилактика коррозии кузова

регулировочные работы:

регулировка тепловых зазоров в приводе клапанов
регулировка натяжения ремня привода вентилятора
регулировка натяжения цепи (ремня) привода механизма газораспределения
регулировка угла замкнутого состояния контактов прерывателя-распределителя
установка опережения зажигания
уход за свечами
проверка и регулировка уровня топлива в поплавковой камере карбюратора
регулировка пневмопривода дроссельной заслонки вторичной камеры карбюратора
регулировка положения дроссельных заслонок карбюратора
регулировка диафрагменного пускового устройства карбюратора
регулировка оборотов холостого хода двигателя
обслуживание и регулировка сцепления
проверка состояния подшипников передних колес и их регулировка
регулировка углов установки передних колес
регулировка рулевого механизма
обслуживание и регулировка тормозных систем

диагностика неисправностей автомобиля:

устранение неисправностей подержанного автомобиля :

устранение неисправностей двигателя :

устранение неисправностей сцепления:

устранение неисправностей коробки переключения передач :

устранение неисправностей карданной передачи и заднего моста :

устранение неисправностей подвески :

неисправности рулевого управления
неисправности тормозных систем

неисправности цепей системы электроснабжения :

устранение неисправностей аккумуляторной батареи
устранение неисправностей генератора
устранение неисправностей цепи системы пуска
устранение неисправностей стартера
устранение неисправностей системы зажигания

ремонт кузова :

несколько полезных советов

надежность легковых автомобилей :

методы и средства диагностирования автомобилей :

параметры и методы диагностирования
индикация современных средств диагностирования
средства проверки тягово-экономических показателей
средства диагностирования двигателей и системы электрооборудования
средства диагностирования тормозов
средства диагностирования рулевого управления и подвески
средства проверки балансировки колес
передвижные диагностические станции и диагностические комплексы
встроенные и бортовые системы диагностирования
средства проверки установки фар и контрольно- измерительных приборов автомобиля

организация диагностирования автомобилей на сто :

техническое диагностирование автомобилей на сто :

техническое обслуживание, ремонт и поверка стд автомобилей :

основные положения по организации технического обслуживания, ремонта и поверки стд
выбор образцовых средств поверки
средства технического обслуживания, ремонта и поверки стд
настройка и контроль электронных элементов стд после ремонта
стенды для проверки тягово-экономических показателей
стенды для диагностирования двигателей и системы электрооборудования
тормозные стенды
средства диагностирования рулевого управления и подвески
станки для балансировки колес

экономическая эффективность от внедрения средств диагностирования автомобилей на сто :

заключение
приложения

статьи:

Быстрые и удобные микрокредиты на любые цели
Отличные шины для мотоциклов
Грузоперевозки - помощь или проблема?
Как автодилеры планируют выжить в кризис?
Что должно находится в багажнике?
Обзор нового KIA Sorento
Обзор модели Фольксваген Гольф
Основные преимущества ксеноновых фар
Сауна и ее полезные свойства
Классификация и виды автосервисов
Впечатление о Lada Vesta
Покупка автозапчастей в интернете
Где и как покупать подержанные автомобили?
Ремонт автоматической коробки передач Пежо
Кто лидирует в мире по надежности легковых авто
Порошковая покраска автомобильных дисков
Причины повышенного шума летней резины
Тест-драйв Волги ГАЗ 21
Игровые автоматы для автомобилиста
Что нужно знать про автоманипуляторы?
Все лотереи на одном сайте
Автомобильные моторные масла Shell
Mersedes CLS: новый взгляд
Что такое блек-лист в казино
Профессия аварийного комиссара
Три важных момента при выборе телескопических погрузчиков
Особенности профессии автоменеджера
Компания-легенда «Mercedes-Benz»
Покупка авто в салоне: на что обратить внимание
Новый Land Rover Discovery Sport
Что можно порекомендовать хозяевам FUSO?
Интерес к покупке Volvo S80
Червячный механизм в автомобиле
Как зарегистрировать новый автомобиль в ГИБДД
Важность водительских прав
Кунги и товары для автотюнинга от магазина 4x4tuning
Игровые автоматы и разновидности jackpot
Кран-манипулятор с грузом «на ты»
Перевозки со знаком «минус»
Прием авто после кузовного ремонта: как проверить качество работ?
Тележки инструментальные от компании «ВЭЛМЕТ»
Разработка индивидуального проекта дома
Ключевые критерии выбора шиномонтажа
Если вам одиноко - однорукий бандит скрасит времяпровождение.
Принцип действия и область применения препаратов «антидождь»
Запчасти для автомобилей Lada
Лицензия онлайн казино - залог успешной игры
Добавь адреналина в онлайн казино
Живые дилеры в онлайн казино
Игровые автоматы нового поколения и их особенности
Светодиодные фары на все виды транспортных средств

КАК СТАРЕЕТ АВТОМОБИЛЬ

В жизни автомобиля можно выделить три периода.Первый - детство - это период обкатки. При обкатке происходит взаимная приработка сопряженных деталей, сопровождающаяся повышенным трением и интенсивным изнашиванием, связанным со срезанием выступов, оставшихсяот механической обработки. Продукты изнашивания должны удаляться из зоны контакта. Холодное, густое масло плохо проникает в зазоры между трущимися деталями и медленно вымывает твердые частицы.Период зрелости автомобиля наступает, когда интенсивность изнашивания стабилизируется и остается постояннойна протяжении определенного времени.Но вот изнашивание приводит к увеличению зазоров и,как следствие, к росту динамических нагрузок, что проявляется в виде стуков, шумов. Нормальная работа сопряжений нарушается, темп изнашивания опять увеличивается.Это уже старость. Что же приводит автомобиль к старости?В первую очередь под контролем создателей автомобильных двигателей находится процесс сгорания топлива в цилиндрах. Любое несоответствие между составом рабочейсмеси, временем и характером воспламенения приводит каномальным процессам: детонации, замедленному горению,неполному сгоранию, калильному зажиганию и самовоспламенению. Все эти явления сокращают жизнь двигателю.

Детонация - это быстрое завершение процесса сгоранияв цилиндрах двигателя в результате самовоспламенениячасти рабочей смеси перед фронтом пламени, приводящеек появлению ударных волн, которые стимулируют сгорание всей оставшейся рабочей смеси со сверхзвуковой скоростью.Характерными признаками детонации являются звонкийметаллический стук, повышение дымности выхлопа из глушителя, перегрев двигателя.Главная опасность детонации состоит в том, что из-завысоких температур при детонации происходит повышенная теплоотдача от сгоревших газов в стенки камеры сгорания и днище поршня. Это приводит к перегреву двигателя и может вызвать местные разрушения поверхностикамеры сгорания и днища поршня, первоначально выражающиеся в появлении на поверхности металла небольшихщербин. Часто в первую очередь происходит разрушениекромок прокладки между цилиндром и головкой, завершающееся ее прогоранием.Основными причинами детонации могут быть: применение топлива, не соответствующего данному типу двигателя, большое нагарообразование в головках блока цилиндров, слишком раннее зажигание, длительная работа двигателя с малой частотой вращения коленчатого вала, поступление в цилиндры двигателя обедненной рабочей смеси, ухудшение охлаждения двигателя и др.При выяснении причин детонации сначала нужно убедиться, нет ли самовоспламенения без искры смеси (калильного зажигания). Об этом чуть ниже. Пока же скажем, чтоводители часто ошибочно смешивают детонационное сгорание с самовоспламенением. Чтобы отличить детонацию отсамовоспламенения, необходимо выключить зажигание.Если двигатель остановится сразу, значит была детонация,так как детонационное сгорание появляется после воспламенения смеси электрической искрой.Если детонация вызвана применением топлива, не соответствующего данному типу двигателя, можно попытатьсяустранить ее установкой более позднего зажигания, повернув корпус прерывателя с помощью октан-корректора (указательную стрелку прибора надо перемещать по шкале в

сторону минуса). При позднем зажигании снижаются температура и давление газов в цилиндре двигателя, и сгорание в цилиндрах заканчивается нормально без возникновения детонации. Если детонация продолжается, значит применяемое топливо слишком отличается по своим характеристикам от требуемого для данного двигателя.Следует отметить, что с увеличением частоты вращенияколенчатого вала двигателя возможность детонационногосгорания при прочих равных условиях снижается. Это происходит потому, что время нахождения в цилиндрах свежейрабочей смеси сокращается за счет повышения скоростираспространения фронта пламени. Следовательно, нужностремиться к тому, чтобы как можно больше двигаться сповышенными скоростями (т. е. с повышенной частотой вращения коленчатого вала двигателя).Детонационные стуки, возникающие от большого нагарообразования в камере сгорания двигателя автомобиля,устраняют снятием головки цилиндров с последующейочисткой нагара.Замедленное горение - это продолжение горения в течение большей части рабочего хода. Кроме снижения топливной экономичности, замедленное горение приводит к перегреву двигателя и особенно впускных клапанов, которыедлительное время такой режим не выдерживают. Иногдагорение продолжается при такте выпуска и даже впуска.В последнем случае двигатель "чихает". Причин замедленного горения может быть три: слишком высокое октановоечисло бензина, слишком обедненная или недостаточно плотная рабочая смесь, которая горит медленно и вяло. Обедненная смесь получается из-за неисправностей системыпитания: засорения жиклеров, засмоления форсунок, ослабления крепления карбюратора. Недостаточно плотная смесьможет получаться при чрезмерном износе распределительного вала или слишком больших зазорах в механизме газораспределения, а также при чрезмерном загрязнениивоздушного фильтра. Получается она и при езде в горах,на высоте 2000 метров и более.Неполное сгорание имеет место при избытке топлива врабочей смеси, т.е. при обогащенной смеси. Оно вредно нетолько для окружающей среды, но и для двигателя, так как

при нем интенсивно образуется нагар, который ухудшаеттеплоотвод и повышает требуемое октановое число бензинана 3 - 5, а иногда и на 10 единиц.Чаще всего неполное сгорание происходит на холостомходу при неправильной регулировке системы холостого хода.Неполному сгоранию может способствовать повышенныйуровень бензина в поплавковой камере. Очень вредны длядвигателя пропуски воспламенения в отдельных цилиндрах,так как при этом смывается масляная пленка со стенокцилиндровСамовоспламенение рабочей смеси происходит, например, от частиц нагара на поверхности камеры сгорания. Приперегреве двигателя и применении низкооктанового бензина самовоспламенение может происходить и в результатеповышения температуры при такте сжатия.Однако наиболее неприятно самовоспламенение смеси отперегретых деталей, возникающее намного раньше появления искры. Чаще всего источником служит центральныйэлектрод свечи. Такое самовоспламенение называется калильным зажиганием. Оно может возникать при установкеслишком "горячих" свечей зажигания. Калильное зажигание приводит к снижению мощности на 5 - 10%, характерным стукам и резкому повышению давления и температуры. В результате при такой работе двигателя в лучшемслучае оплавляется центральный электрод свечи, а в худшем - происходит обгорание поршня и начинается задирцилиндра. Этот аномальный процесс представляет особуюопасность для двигателя, потому что он возникает на большой частоте вращения, когда на фоне общего шума неслышны стуки в двигателе.При появлении признаков самовоспламенения требуется удалить нагар из камеры сгорания. Для этого в продаже имеются специальные составы, например, американская фирма "Wynn's" предлагает несколько продуктов, различающихся, так сказать, глубиной вмешательства при обслуживании бензиновых двигателей.Продукт "Valve Cleaner" добавляют в бензин, когда вбаке его осталось около 10 литров. Затем достаточно проехать в нормальном режиме примерно 50 километров, чтобы очистились от нагара клапаны и камера сгорания двигателя. Продукт пригоден для любых сортов бензина.

Состав "Combustion Chamber Cleaner" предназначен длякомплексной очистки от нагара и отложений впускноготракта, камер сгорания, клапанов и других деталей, и восстановления параметров запущенных бензиновых двигателей, у которых отложения и нагар привели к закоксовыванию поршневых колец, неполному закрытию клапанов идругим неисправностям, устраняемым обычно после разборки двигателя. Банку, содержащую продукт, соединяютс помощью прилагаемых шланга, адаптера и регуляторарасхода с вакуумным шлангом карбюратора (но не сошлангом усилителя тормозов!). Дают двигателю поработатьна разных режимах несколько минут, потом, после короткой остановки снова пускают. При такой обработке нередко удается восстановить работоспособность двигателей дажепосле варварского к ним отношения.То, что на долговечность автомобиля самым непосредственным образом влияют дорожные условия, вполне очевидно. По горам или долинам, по автострадам или бездорожью, в крупном городе или на пустынном шоссе большей частью ездит автомобиль - все это сказывается напродолжительности его жизни. Как показывают расчеты,если взять за 100% пробег до капитального ремонта приусловии его эксплуатации преимущественно на "усовершенствованных покрытиях в хорошем состоянии" (что весьма нехарактерно для нашей страны), то на щебенчатых, гравийных, булыжных покрытиях и усовершенствованныхпокрытиях в среднеизношенном состоянии тот же автомобиль проходит примерно на четверть меньшее расстояние,а на грунтовых дорогах или значительно изношенных, пустьдаже усовершенствованных покрытиях вполовину меньше.Еще одним фактором, влияющим на износ автомобиля,является скорость движения. Исследования показали, чтопри увеличении частоты вращения коленчатого вала припостоянной нагрузке скорость изнашивания сначала уменьшается, а потом увеличивается.Ориентировочно можно считать, что наименьшая скоростьизнашивания основных сопряжений двигателя при движении на высшей передачи для моделей последних лет лежитв интервале скоростей от 65 до 90 км/час.Но изнашивание зависит и от нагрузки. За один и тотже путь при режиме максимального момента изнашивание

поршневых колец в четыре-восемь раз, а гильз цилиндройв восемь-десять раз больше, чем при режиме максимальной мощности. Это значит, что преждевременный переходна высшую передачу, преодоление подъемов при работедвигателя "внатяг" весьма вредны. Двигатель нельзя доводить до дрожи - коленчатый вал при любых условиях движения должен вращаться свободно.Если на вашем автомобиле установлен тахометр, то длясправки можно воспользоваться табл. 2.

43

Не только нагрузка и частота вращения влияют на износ, но и динамика работы двигателя. При резком изменении угловой скорости вращения коленчатого вала нарушается процесс смесеобразования и интенсивно образуетсяжидкая топливная пленка на внутренних стенках всасывающей системы. Эта пленка неиспарившегося бензина попадает в цилиндры и смывает смазку с их зеркала. Еслипри установившемся режиме при прогретом двигателеколичество топливной пленки не превышает 1-2% от общего количества подаваемого топлива, то при переходныхрежимах количество неиспарившегося бензина может достигать 15 - 20%. При этом скорость изнашивания увеличивается в полтора-два раза. Дорожные исследованияпоказали, что при вождении автомобиля способом разгоннакат интенсивность изнашивания увеличивается в 1,3 - 1,5раза по сравнению с равномерным движением. Отсюдавывод: равномерное движение обеспечивает машине долгуюжизнь.

Наиболее существенное влияние на срок службы автомобиля оказывает тепловой режим двигателя и его агрегатов.Между температурой охлаждающей жидкости и температурой стенок цилиндров существует прямая связь. Притемпературе охлаждающей жидкости 50°С температурастенок на середине цилиндров 75-85°С (вверху 105-130°С,внизу 70-80°С), при увеличении температуры жидкости до80°С температура стенок тоже увеличивается на серединедо 95-105°С. При понижении температуры стенок цилиндров ниже 80°С интенсивность их изнашивания резко увеличивается вследствие конденсации на стенках паров воды,плохого испарения пленки бензина, смывания масла и других факторов.Количество масляных осадков, выпадающих при температуре охлаждающей жидкости 30°С, в три раза больше,чем при 80°С. Интенсивность осадков увеличивается приработе двигателя на обогащенной смеси - с прикрытойвоздушной заслонкой и на режиме холостого хода. Вывод:необходимо обеспечить нормальный тепловой режим двигателя и прогревать его при достаточно высокой частотевращения коленчатого вала, не злоупотребляя воздушнойзаслонкой.Если принять скорость изнашивания при температуреохлаждающей жидкости и масла 75°С за единицу, то припонижении температуры до 50°С общая скорость изнашивания двигателя увеличивается в 1,6 раза, а до 25°С - в 5раз. При пуске холодного двигателя в морозную погоду скорость изнашивания в первый момент в восемь-десять разбольше, чем у прогретого. Характерно, что при низкой температуре скорость изнашивания двигателя почти не зависит от нагрузки двигателя. Вырисовывается следующаякартина оптимального пуска. В первый момент после пуска нельзя давать коленчатому валу большой частоты вращения, пока масло не поступило к трущимся парам (система смазки ВАЗ снабжена клапаном, предотвращающимстекание масла в картер у стоящего двигателя). Если двигатель не "чихает", то надо поддержать его работу с помощью дроссельной заслонки, а воздушную заслонку приэтом лучше открыть. Через 1,5 - 2 минуты, если дорога

ровная, можно тихо ехать на первой или второй передаче,/так как двигатель под нагрузкой быстрее прогревается,;Полностью нагружать двигатель можно только после того»как указатель температуры охлаждающей жидкости пройдет цифру 40°С или выйдет за пределы белого сектора.Самая ответственная пара трения в двигателе - это парапоршень - цилиндр. Но она и самая уязвимая - ведь к нейнепрерывно поступают все новые и новые порции воздуха» <в котором всегда есть пыль.Через двигатель с рабочим объемом 1200 см3 при егоработе на полной мощности проходит за 1 час около 160 м3воздуха. При движении в колонне по пыльной дорогеконцентрация пыли достигает 20 - 30 мг/м3, а в городе3 - 5 мг/м3. В городе основная масса частиц имеет размерыдо 35 мкм, причем наибольшую опасность представляютчастицы пыли более 10 мкм. Это они вызывают так называемое микрорезанье - абразивное изнашивание пар трения,Главный параметр, характеризующий воздушныйфильтр, - эффективность очистки. К другим важным показателям относятся воздушное сопротивление и ресурс.На автомобилях шестидесятых годов выпуска применялись инерционно-масляные воздушные фильтры, эффективность работы которых недостаточна и в последние десятилетия от них повсеместно отказываются.Для сухих фильтрующих элементов доля задерживаемойпыли не зависит от режима работы двигателя, причем эффективность очистки воздуха от частиц размером более 10мкм не менее 99,3 % - такова норма.Воздушное сопротивление нового сухого фильтрующегоэлемента при максимальном расходе воздуха составляет1,5 - 1,8 кПа (норма - при расходе воздуха 5 л/с не более1,35 кПа).По мере загрязнения фильтрующего элемента его воз-'душное сопротивление увеличивается и одновременно рас*тет эффективность очистки. Объясняется это тем, что в процессе фильтрации начинает участвовать слой загрязнений,образовавшийся на шторке. Таким образом, слишком частая смена фильтрующего элемента не способствует болееэффективной защите двигателя от пыли.Но всему есть предел. Когда при максимальном расходе

воздуха воздушное сопротивление увеличится до 3,4 - 4,9кПа, фильтрующий элемент нужно заменять, так как иначе станет заметным ухудшение наполнения цилиндров и,как следствие, Снижение мощности, экономичности, увеличение токсичности выхлопа.Для воздухоочистителей автомобилей ВАЗ, АЗЛК и "Ижмаш" выпускаются три типа сухих фильтрующих элементов.Элемент 2101-1109100-01 с фильтрующей шторой из пористой бумаги пластизолевым уплотнительным пояскомимеет пылеемкость 60 г и рассчитан на 20 тыс. км пробега.Элемент из пористой бумаги "Реготмас-151А-1-21" имеет металлические крышки и уплотнительные прокладки изэластичной резины. Это уплотнение более надежное, чемпластизолевое, но, к сожалению, периодичность смены элемента 10 тыс. км пробега.Для снижения пылевой нагрузки на картонную шторуна наружной стороне этих фильтрующих элементов установлен предочиститель - кольцо из нетканого полипропиленового волокнистого материала, который задерживает крупные частицы пыли. Предочиститель позволяет увеличитьресурс в 1,5 раза. Однако замена одного только предочистителя без замены фильтрующего материала ровным счетом ничего не дает, как и встряхивание фильтра.Еще один фильтрующий элемент - это ФЭС-А, состоящий из синтетического материала переменной пористости,которая уменьшается по направлению потока воздуха. Вотличие от картонного фильтра этот фильтр не имеет матерчатого предочистителя. ФЭС-А пропускает всего 0,4%пыли пока новый и 0,1 - 0,2% в конце срока службы.На большинстве автомобилей применяется полнопоточная система смазки, при которой все масло, подаваемое насосом, должно проходить через картонный фильтрующийэлемент, оставляя на нем шлам, шлак, проникшие в двигатель частицы грязи и металлическую стружку - продуктизнашивания. Однако масло имеет и обходной путь - черезперепускной клапан. Сюда оно направляется в двух возможных случаях: когда сам клапан негерметичен или фильтрующий элемент забит грязью настолько, что не пропускает через себя масло.

Признаком негерметичности клапана является низкоедавление масла на холодном двигателе (до 0,2 МПа). В процессе эксплуатации такой отказ возникает довольно редко,а если возник, нужно немедленно разобраться в причине.В "Москвиче-412, -2140" нужно снять корпус масляногофильтра и деревянной палочкой проверить, не болтается лишарик клапана и нет ли под ним стружки.Если вовремя, по инструкции, заменять фильтрующийэлемент, то масло будет чистым. А вот промывка фильтрующего элемента не только бесполезна, но даже вредна. Приней можно удалить не более 10% загрязнений, так как механические частицы настолько плотно застревают в порах,что никаким полосканием их оттуда не извлечь. А вот попадание моющего бензина на бумагу элемента вызываетее разбухание и отслоение клеевой герметизирующей массы. Очищать масло такой фильтр не будет.В двигатель поступают извне четыре продукта: воздух,масло, охлаждающая жидкость и бензин. Наличие абразивных частичек в антифризе на долговечности двигателяне сказывается: в системе охлаждения нет трущихся пар,кроме торцевого уплотнения насоса, которое долговечностьдвигателя в целом не определяет. С воздухом и маслом мыразобрались. А вот подача бензина часто остается без внимания, Три сетки в топливной системе - на входе в бензобак, в бензонасосе и в карбюраторе - проблемы не решают.Они улавливают только крупные частицы размером 0,1 мми более, а все что мельче, идет через жиклеры в цилиндры.Вот что говорят по поводу износа, вызванного неочищенным топливом, результаты исследований, проведенных вНАМИ: у двигателей, работавших на фильтрованном бензине, интенсивность изнашивания деталей цилиндропоршневой группы снизилась в 1,2 - 1,4 раза, а в летние месяцыв 1,6-2 раза. Те же испытания показали, что частота отказов системы питания при фильтровании бензина в двараза меньше. И еще одно: за срок службы двигателя черезмалюсенькие калиброванные отверстия жиклеров с большой скоростью протечет 10 - 20 тонн бензина, при этомабразивные частицы будут царапать стенки отверстий,увеличивая их диаметр. Повышение пропускной способностижиклеров - еще одна причина увеличения расхода топлива*

Поэтому вовсе нелишним будет установка на подержанном автомобиле любой марки топливного фильтра тонкойочистки, такого, как применяется на ВАЗ-2108 и -2109.фильтр представляет собой неразборный пластмассовыйцилиндр диаметром 50 мм и примерно такой же высоты сприсоединительными штуцерами на торцах. Фильтр встраивается в бензопровод без каких-либо опор, так как егомасса всего 40 г. Одного фильтра достаточно, чтобы обеспечить очистку бензина в течение двух лет при пробеге до60 тыс. км.В отличие от таких параметров, как мощность, удельныйрасход топлива, время разгона до заданной скорости и другие, надежность определенного экземпляра автомобилянельзя измерить, так как она проявляется только с течением времени и выражается случайной величиной. Эту величину - показатель надежности - получают на основании обработки статистических данных о возникающих неисправностях на автомобилях, которые находятся в эксплуатацииили подвергаются специальным испытаниям. Поэтому онадежности данного автомобиля, данной коробки передач,данной свечи зажигания и т. д. можно говорить приблизительно с такой же достоверностью, как, например, о погодев определенный день будущего года.Надежность определяется безотказностью, долговечностью, ремонтопригодностью и сохраняемостью. Здесь мырассматриваем долговечность, которая характеризуетсяресурсом или сроком службы. Ресурс выражается в километрах пробега, срок службы - в месяцах или годах. Считается, что изделие исчерпало свой ресурс или срок службы, когда оно непригодно для дальнейшей эксплуатации.Возьмем два вида этих показателей: средний и 90%-ный.Средний ресурс (срок службы) - это среднее арифметическое ресурсов (сроков службы) всех взятых под наблюдение автомобилей (составных частей) данной модификации.90%-ный ресурс (срок службы) представляет собой ресурс(срок службы), который обеспечивается не менее чем у 90%изделий (т. е. 10% могут "не дотянуть" до этого ресурса).Именно этот ресурс указывается в справочниках на под-,шипники качения и многие другие изделия общемашиностроительного применения. Понятно, что 90%-ный ресурс

всегда меньше среднего, причем их соотношение зависит от!разброса значений ресурсов отдельных экземпляров изде-|лий. Чем разброс больше, тем больше их различие.Эти показатели отражают объективную реальность - x a jрастеризуют долговечность парка автомобилей, находящих!ся в эксплуатации. Но не надо путать их с гарантируемым!ресурсом или сроком службы. Гарантируемый показатель Iдолговечности - понятие не столько техническое, сколько]юридическое. Он регламентирует взаимоотношения потре- iбителя и поставщика и позволяет предъявлять претензии к ;последнему. Гарантируемые показатели непосредственно неотражают долговечность изделия, они определяются исхо«|дя из технико-экономических соображений. Как правило,они ниже 90%-ных показателей и в несколько раз нижесредних.Ресурс или срок службы характеризует переход изделияв предельное состояние. Если этот переход осуществляетсяскачкообразно (например, перегорание лампочки, обрывремня, появление трещины в изоляторе свечи зажигания),то все просто. Гораздо трудней определить предельное со- jстояние у сложных изделий (например, у двигателя, кузо-jва), когда приходится учитывать много факторов, например, для двигателя - изменение его мощности, топливнойэкономичности, износ цилиндров, поршней, подшипников,расход масла и т.д. Когда, при каком состоянии прекращать эксплуатацию и приступать к ремонту или списанию?Как происходит старение двигателя, можно проиллюс-jтрировать, например, значениями износа цилиндра двигателя ВАЗ-2101. За первые 80 тыс. км пробега цилиндры ]изнашиваются в среднем на 0,05 мм. Износ еще на 0,05 мм jпроисходит за пробег, вдвое меньший, т.е. к 120 тыс. км jпробега износ цилиндров составляет 0,1 мм. Еще всего через40 тыс. км пробега износ составляет уже почти 0,2 мм ипродолжает катастрофически увеличиваться. Примернотакая же нелинейная, прогрессирующая зависимость износа jот времени характерна для подшипников коленчатого вала-Драспределительного вала и стержней клапанов. ВнеишиШпризнаки старости - белый дым из выхлопной трубы упроцхехогодвигателя. Дымление усиливается при нагруз-Jке (в частности, при резком разгоне), увеличении опережуния зажигания, применении маловязкого масла. Доливать

масло приходится банками. А если на работающем двигателе снять с патрубка шланг системы вентиляции картера,то из него повалит белый масляный туман - свидетельствопрорыва газов из камеры сгорания в картер. Износ цилиндропоршневой группы в конечном счете делает эксплуатацию невозможной: содержание СО в отработавших газахпревышает все допустимые пределы, на стоянке под автомобилем растекается масляная лужа, свечи зажигания тои дело приходится выворачивать и освобождать от нагара,двигатель плохо пускается, расход бензина увеличиваетсяна 12 - 15%, мощность падает на 15 - 20%, а прохождениетехосмотра становится несбыточной мечтой.10% автомобилей ВАЗ-2101 достигают этого состоянияк 185 тыс. км пробега, т. е. их 90%-ный ресурс равен185 тыс. км; в среднем оно наступает к 200 тыс. км, приэтом 10% "дотягивают" до 220 тыс. км.Однако если двигатель предполагается ремонтировать,а не выбрасывать, доводить его до предельного состоянияизноса це следует по двум причинам. Во-первых, из-за увеличения эксплуатационных расходов. Во-вторых, при эксплуатации сильно изношенного двигателя изнашивание деталей происходит неравномерно: на шейках коленчатоговала появляется овальность, цилиндры поршней сильней изнашиваются в верхней части. Это впоследствии усложнитремонт двигателя.Нормативные ресурсы до первого капитального ремонта,установленные в технических условиях, таковы: ВАЗ (всемодели и их модификации, кроме 2121) - 125 тыс. км, ВАЗ2121 - 100 тыс. км, ЗАЗ-968М - 125 тыс. км, ЗАЗ-968М-005и ЗАЗ-968МГ - 100 тыс. км, "Москвич-2140", "Иж-2125" 150 тыс. км, ГАЗ - 24 - 300 тыс. км, ГАЗ-24-01 - 350 тыс.км, ГАЗ-24-02 и ГАЗ-24-04 - 200 тыс. км пробега.Оптимальным следует считать средний ресурс двигателяс рабочим объемом 1200 - 1300 куб. см, равным 150 - 160тыс. км, а с рабочим объемом 1500 - 1600 куб. см - 180 200 тыс. км пробега.Капитально отремонтированный двигатель имеет ресурс40 - 80% от нового (в зависимости от качества ремонта).Ресурсы и сроки службы некоторых составных частейавтомобилей приведены в табл. 3.

44

Никогда нельзя сказать, какой узел автомобиля откажпервым. Например, установленное в результате наблюдения за автомобилем ВАЗ распределение отказов в течениепервых 50 тыс. км пробега показало, что "первое место"(27% отказов) удерживает тормозная система (изнашиваются тормозные накладки), затем идут электрооборудование и приборы (25%), передняя подвеска (17%), кузов иего детали (8%), задняя подвеска (8%), двигатель и егосистемы без зажигания (6%). На сцепление приходитсявсего 1,3% отказов, на рулевое управление 1,1%, на карданный вал 0,7% и на коробку передач 0,1%. Отсюдавывод: из запасных частей впрок можно приобрести, пожалуй, только тормозные накладки, бегунок распределителя,комплект свечей и, возможно, нижние шаровые опоры ипередние амортизаторы.На автомобилях, эксплуатируемых в разных условиях,первыми изнашиваются разные детали, узлы и агрегаты.Хозяину машины нужно учитывать условия их эксплуатации по двум причинам: во-первых, чтобы корректироватьуказанные в руководстве по эксплуатации сроки ТО (в томчисле - сроки смазывания) - ведь руководство предполагает средние условия эксплуатации, и, во-вторых, чтобы позаботиться о своевременном приобретении необходимых запчастей."Среднестатистический" автомобиль, для которого приведены данные в табл. 3, пробегает в год около 11 тыс. км,причем с апреля по октябрь в три раза больше, чем соктября по апрель: половину - по городу, 80% - по асфальту, а 2% - по бездорожью. Сроки технических обслуживаний ориентированы на этот "среднестатистический" автомобиль. В табл. 4 приведены приближенные поправочныекоэффициенты, на которые нужно умножить сроки технического обслуживания отдельных агрегатов и приведенныев предыдущей таблице ресурсы в зависимости от условийэксплуатации.

45

46b

К сожалению, колпачки выходят из строя задолго до прихода двигателя в предельное состояние. Если бы не колпачки, о предельном состоянии двигателя можно было бы судить по расходу масла: когда оно достигает 1% от расходатоплива, двигатель пора капитально ремонтировать. Нонужно быть уверенным, что масло не вытекает через соединения маслопроводов и через уплотнения штоков клапанов.Иногда характер дымления двигателя помогает определить причину утечки масла. Если масло просачивается только вдоль штоков клапанов, то на холостом ходу, и особеннопри принудительном холостом ходе, из выхлопной трубыидет голубоватый дымок, а при нагрузке дымление незаметно. Ну а когда дым идет при нагрузке, особенно прирезком разгоне - виновата цилиндропоршневая группа. Вэтом случае на месте стоянки машины под картером сцепления можно обнаружить масляную лужицу. Значит, система вентиляции картера (если она исправна) не успеваетотсасывать прорвавшиеся к рабочей полости цилиндройгазы, в картере создается избыточное давление, котороевыгоняет масло через уплотнение вала в картер сцепления.Окончательно о состоянии двигателя можно судить покомпрессии в цилиндрах. Делают это так. Выворачиваютвсе свечи, чтобы случайно не ударило током, вынимаютпровод высокого напряжения из катушки зажигания и,вращая двигатель стартером, поочередно замеряют давление в каждом цилиндре, прижимая резиновый наконечниккомпрессометра к гнезду свечи. Важно, чтобы при этомбыла полностью открыта дроссельная заслонка, иначеполучатся искаженные, сильно заниженные результаты. {Как оценить результаты замеров?Во-первых, давление во всех цилиндрах не должно различаться более чем на 0,03 МПа и, во-вторых, оно не должно быть ниже 0,7 МПа для двигателей "Москвичей" с нижним расположением распределительного вала и для двигателей "Запорожцев". Для остальных двигателей онодолжно быть выше 1,0 МПа.Если значение компрессии в одном или двух цилиндрахниже, чем в других, нужно выяснить, в чем причина: в поршневых кольцах или клапане? Для этого нужно залить вцилиндр 15 - 30 куб. см моторного масла. Если показанияне изменились, то, вероятнее всего, прогорел выпускной клапан.